ПроРок |
Столицу вновь посетила группа "Vоплi Viдоплясова" - как обычно, "проездом". На этот раз между ставшим совсем уже родным Парижем и Харьковом, где группа принимала участие в фестивале "Червона Рута"(такой украинский рэп-вариант Сан-Рэмо). Фестиваль проходил в середине мая на самой большой площади в Европе - харьковской пл. Cвободы (бывш. пл. Дзержинского).
Вообще-то предполагалось, что вслед за этим группа отправится на День Киева, но кому-то, видимо, не понравилось мощное выступление группы в Харькове. Испуганные устроители праздника украинской столицы заплатили музыкантам неустойку, и те отправились в Москву - представлять свой новый альбом "Музiка".
Здесь, правда, тоже без эксцессов не обошлось. Пожарные по непонятным соображениям запретили концерт, но музыканты устроили потрясающий "unplugged" (при полностью отключенном электричестве!), во время которого Саша Пипа лупил пепсикольной бутылкой по кофру от аккордеона, на котором играл Олег Скрипка. Вот так киевляне со своей непосредственностью "убрали" Москву...
Но пресс-конференция все же состоялась (не дотянулись до нее руки пожарных!), на которой "ВВ" (или "VV"?) заявили в частности, что в украинской мове нет такого слова - "Музiка". Это "суржик", сленг западно-украинских деревень...
Вообще, новый альбом несет в себе немало неожиданностей - начиная уже с обложки, на которой логотип группы обрел две буквы V (видимо, подчеркивая таким образом европейский статус команды). Но это только начало. "Музiка" начинается сразу с двух великолепных вещей - "Весна" и "Юра" (посвящение Гагарину). Причем первая - не просто настоящий суперхит, но и не характерная для "Воплей..." лирическая композиция. По словам О. Скрипки, музыкантам хотелось разрушить стереотип восприятия "ВВ" как группы, играющей некий прихардованный панк (или припанкованный хард?). Ведь у "Воплей..."есть акустические программы, хорошо известные на Украине и почти неведомые в России.
Что же, стереотипы разрушить удалось. Весь альбом получился на удивление мягкий, почти лирический - странная, но очень симпатичная смесь мелодического харда, национального украинского колорита (который, благодаря относительной мягкости общего звучания альбома, проявился ярко и выпукло) и еще чего-то, что правильнее всего (да не обидятся матерые рокеры и их фаны) правильнее всего было бы обозначить как лучшие традиции советской эстрады. Весьма жестко звучащая местами гитара, прямиком перескочившая из прежних работ группы, общего впечатления ничуть не портит и в конфликт с солирующим аккордеоном не вступает. Скорее наоборот - как бы оконтуривает мелодии (можно также сказать, что она их прорисовывает, или отшкуривает, или шлифует грани - кому какая метафора ближе).
Отдельно замечу - в упомянутой эстрадности нет ничего обидного хотя бы уже потому, что как ни крути, но на эстраде в те времена во множестве работали настоящие профессионалы. А прослушав "Музiку" вряд ли кто засомневается в профессионализме Скрипки сотоварищи (среди которых С. Попович из "Рабботы Хо", принявший участие в записи пяти композиций альбома).
Два хита в самом начале - очень не стереотипный момент. В какой-либо другой работе это, возможно, выглядело бы как откровенный продюсерский промах. Но в контексте конкретного альбома две композиции, задающие настроение всей работе и неизбежно оттеняющие часть материала, выглядят скорее как красивый жест. Мол, мы можем быть и такими, примите и выкушайте.
Но для этого были и вполне объективные причины. Дело в том, что предыдущий альбом "Краiна Мрiй" стал расходиться далеко не так хорошо как хотелось бы. Причиной тому, по мнению участников группы, стало не вполне удачное начало альбома - стихи, читаемые под мерное жужжание гитары К примеру, в той же Франции есть такое неписаное правило - новый альбом слушают 14 секунд, и если не цепляет, не берут. Так страх за судьбу новой пластинки обернулся дополнительным эффектом...
В конце CD нас ждет еще один сюрприз. Хитово начинающийся альбом неожиданно заканчивается двумя украинскими народными песнями, почти аутентично исполненными. Пересекающиеся по содержанию (в обоих сосны горят и дивчины с косами страдают), песни эти абсолютно не похожи мелодически и по настроению. Первая - эдакая разухабисто-удалая "Ixали Козаки", и завершающая альбом "Горiла Сосна", минорный народный вальс, в котором украинский хор вполне успешно изображают французские девушки. Этот последний штрих наверняка понравится любителям разнообразных эклектичных проектов (вроде ансамбля Д. Покровского с П. Уинтером). Произошло же так потому, что часть материала альбома была записана в Киеве, но конечное микширование, конечная работа проводилась во Франции (в студии, где работали "Jipsy Kings"). Пришлось писать украинские слова латиницей. Однако настроение песни, ее слезу и боль никаким алфавитом не передашь - тем не менее француженки каким-то боразом прониклись духом исполняемого (что и как им Скрипка втолковывал - неведомо)...
В конце CD нас ждет еще один сюрприз. Хитово начинающийся альбом неожиданно заканчивается двумя украинскими народными песнями, почти аутентично исполненными. Пересекающиеся по содержанию (в обоих сосны горят и дивчины с косами страдают), песни эти абсолютно не похожи мелодически и по настроению. Первая - эдакая разухабисто-удалая "Ixали Козаки", и завершающая альбом "Горiла Сосна", минорный народный вальс, в котором украинский хор вполне успешно изображают французские девушки. Этот последний штрих наверняка понравится любителям разнообразных эклектичных проектов (вроде ансамбля Д. Покровского с П. Уинтером). Произошло же так потому, что часть материала альбома была записана в Киеве, но конечное микширование, конечная работа проводилась во Франции (в студии, где работали "Jipsy Kings"). Пришлось писать украинские слова латиницей. Однако настроение песни, ее слезу и боль никаким алфавитом не передашь - тем не менее француженки каким-то боразом прониклись духом исполняемого (что и как им Скрипка втолковывал - неведомо)...
Короче, есть все основания назвать "Музiку" не только лучшим альбомом "Voплей..." (или все же "Воплей?"), но и одним из лучших релизов `97 года еще задолго до подведения его итогов. Впрочем, успешной судьбы это пластинке не гарантирует - несмотря на снятый на "Весну" клип (довольно противный автору этих строк своею откровенной "кислотностью").
По-прежнему "ВВ" остается одной из самых неформатных групп - по радио ее не слышно. Быть может, "Весна", огонь ракетных двигателей "Юры" и горящие сосны вместе взятые растопят этот лед.
Пока же можно только как в старые добрые времена - послушать альбом и передать товарищу.
Bon voyaje, друзья! В добрiй шлях!..