Тринадцатая нота
- Не в радость обратятся тебе эти тринадцать
глотков, - подумал я, делая тринадцатый глоток.
Венедикт Ерофеев
Москва - Петушки
Ветер. Дождь старательно вылизывает дома и деревья, втиски-
вает осень в остывающие от летних чудачеств умы прохожих, промо-
кающих насквозь, но свято верящих в полезность парусов своих зон-
тиков. Опять же, ветер. У-ух, какой! Зверь, а не ветер! И как у
него получается играть дождевыми каплями, заставляя их, бедных,
носиться по-горизонтали, огибать ненужные препятствия лишь для
того, чтобы разбиться в последний миг о чью-то хмурую физиономию?
We all are targets. Ветер...
1
Подъезд, вахта, лестница, еще, "к. 203", звонок, шаги за
дверью.
- Марина, где Серега? У нас репетиция сегодня.
- А он, Валер, уже с полчаса в астрале сидит.
- Я к нему пройду?
- Как хочешь...
Валерий расстегнул плащ, снял ботинки, правым - левый, нак-
лонившись, правый, кинул, стряхнув воду, на полку кожаную кепку и
двинулся в направлении астрала.
"Астрал" на деле был обычным туалетом обычного - а ля кому-
налка - общежития столь же обычного, но, тем не менее, чуть-чуть
секретного радиозавода "Красный полупроводник". На рвотного цвета
"астральной" двери сверху красовался заголовок газетной статьи:
"Путь у нас - один!", немного ниже - лицевая сторона сигаретной
пачки "Астра" с дорисованной буквой "л", а под всем этим - широ-
кая, от края до края, надпись "Stairway to Heaven", выбитая
тусклыми звездочками советского принтера. Изнутри - Валерий это
знал - завершению обмена веществ способствовал плакат "Ласкового
мая", он же помогал и при острых алкогольных отравлениях.
Щель между дверью и полом источала сладковатый дым. Валерий
костяшками пальцев отстучал "раз-два-раз" по "лестнице к небе-
сам".
- Серый, оставь пятку!
Послышался шум Ниагары, и смывной бачок принялся жадно ла-
кать из водопровода. Сергей вышел, широко улыбнувшись.
- Это умудриться надо - сандал с травкой спутать! У тебя
насморк?
- Я подумал, если не табак... Запах странный... Так, значит,
нет травки?
- Я этого не утверждал, - сказал Сергей, еще больше растянув
улыбку.
- Что, есть?!
- И этого я тоже не утверждал. Когда бренчать идем?
- В пять. Как насчет пыхнуть-то?
- Положительно.
2
- Народ! Мне в астрале сегодня открылась истина. Мэйдыч, не
стучи! Народ, блин! Есть тринадцатая нота, которую, если кто сыг-
рает, сразу станет величайшим музыкантом на все времена! Черт,
слеза наворачивается! Пипл, мать вашу! Я ее слышал!!!
- Гонишь ты, Серый, как на басу - гонишь, - усмехнувшись и
сложив в левую руку палочки, сказал Мэйдыч.
- Не резон мне гнать, Валер, докажи!
- Хреновая у тебя дурь, я тебе сразу сказал, что ничего не
слышал. Ва-а-ще ничего...
Так никто и не поверил, со стороны это слишком походило на
неудачную шутку. Да и что взять с человека, когда-то женившегося
на спор, обменявшего "Запорожец" на струны к бас-гитаре и держа-
щего под боком собственный локальный астрал! Сергей был серьезен
лишь один день в году - первого апреля - из-за великого противос-
тояния обществу. Шел сентябрь.
3
Всю ночь шли поиски тринадцатой ноты. Марина ушла к подруге
еще до полуночи, как только начались терзания басухи, напоследок
покрутив пальцем у виска.
А Сергей выкручивал колки - по какой-то системе, делал на
листочке пометки, то и дело бегал в астрал со слабой надеждой
вновь услышать ее. Астрал излучал безмолвие. Сергей спалил нес-
колько сандаловых палочек, по случаю обменянных у местных криш-
наитов на палочки иные, "беломоровые". Астрал упорно не отвечал.
Тогда на вход в астрал, точнее, на выход из него, было водворено
большое круглое зеркало, и в нем Сергей впервые узрел собственный
фаллос не как обычно, сверху, а во весь его сморщенный сантимет-
раж. Астрал продолжал оставаться сортиром! Не помогли ни мантры,
ни "Отче наш". Травка, кстати, тоже не помогла.
Как только Сергей открыл окно - комната скребла легкие дымом
и всегдашним перегаром - заныл ночной осенний ветер, перебиваемый
хлюпаньем водостоков. Где-то рассекла лужу машина. От соседнего
общежития донеслась отчаянная ругань, силуэты в окне то и дело
заслоняли зеленый абажур. Скандалили мужчина и женщина, и если
словарный запас последней превосходил таковой оппонента исключи-
тельно за счет нецензурщины, то голос...
Голос ее оттенялся непереносимой бабской глупостью, это чув-
ствовалось не в словах, не в построении речи - именно в голосе,
как нечто пещерное, первобытное. И это было ужасно.
Так оно обычно и случается: нормальное, добротное человечес-
кое тело и маленькая обезьянья душонка, разлад, дисгармония. Это
чаще, чем наоборот. Похоже, что у них там, наверху, что-то с тех-
нологией не в порядке - брак выше пятидесяти процентов, хотя,
массовость, как ни крути, усредняет.
Потом ему почудилось, что все это было когда-то, и вовсе не
с ним: "...стыдливо бил соседку. Мы с ней ему наставили рога".
Позже, чуть только рассвет украл мысли, оживил картинку за
окном и заставил трещать радио, Сергей выбросил в форточку пос-
ледний за эту ночь окурок.
4
- Майк, ты куда со своей балалайкой?
- Обижаешь, гитара знатная, на заказ сделана. А насчет "ку-
да" - мы с Октавой пикничок решили устроить, так, за стадионом
посидеть, портвешка испить.
- Чтоб он хрипел еще месяц!
- Валер, не гони, Октава вам не принадлежит, он просто чело-
век, который иногда хочет расслабиться.
- Хорошо, меня возьмете?
- Мы с телками идем, извини, потом как-нибудь...
- А... черт с вами, дай-ка инструмент, темачок по дороге ро-
дился, боюсь, забуду, пока дойду.
Майк пожал плечами и протянул гитару - так нелепо смотря-
щуюся в широких, с короткими толстыми пальцами руках хозяина.
Валерий присел на корточки, чуть подстроил и наскоро озвучил
собственные мысли.
- Ну, как, потянет с пивком?
- Ты, Валер, фигней маешься, я эту мелодию года три назад у
Деф Леппарда слышал.
- Врешь!
- Найди записи, проверь.
- На каком альбоме-то?
- Да не помню я...
Дома Валерий, как, впрочем, и предполагал, не обнаружил в
собственной фонотеке Деф Леппард вообще. На следующий день он не
нашел их записей у Сергея и вновь охрипшего и побитого алкоголем
Октавы. Мэйдыч сказал, что тема неплоха, даже ритм на второй ги-
таре подыграл, но сообщил, что искомую группу когда-то брал пос-
лушать вездесущий Майк - и потерял по пьяни.
Действительность мрачнела на глазах. Не было Деф Леппарда у
остальных друзей, на их обход Валерий потратил целый вечер, не
было у друзей друзей, в магазине "Мелодия" - ха! - лежала стопка
пластинок Аллы Пугачевой и пара "сборников советской эстрады", ну
и еще ноты всякие...
А темачок, как назойливая муха, ломился в душу, выползая по-
партизански неожиданно в любых местах и в любое время.
Примерно через месяц скупив в Москве весь Деф Леппард и вни-
мательно, пластинку за пластинкой, песню за песней, прослушав
все, Валерий снял наушники, наскоро оделся, вышел из дома, пере-
сек дорогу, проследовал по тротуару до перекрестка, свернул, за-
шел в подъезд, поднялся на третий этаж, позвонил, дождался, когда
откроется дверь, и с размаху ударил по ничего не подозревающей
квадратной майковской физиономии.
Через секунду начался долгий счет угловатых лестничных сту-
пенек...
5
- Мэ, смотри, в конце такта - мои тридцать вторые, потом
пауза, удар - и снова вступаешь. Понял?
- Ага. Переводя на русский: "Мэйдыч, когда я залажаю трид-
цать вторые, потому что в таком темпе лажаю все подряд, и приз-
наю, что паяльником владею лучше, чем гитарой, ты чего-нибудь бе-
зумное отстучи, чтоб обо мне призабыли".
- Издеваешься...
В дверях появился Октава.
- Валер, Мэ! В субботу "Ария" приезжает! Концерт будет!
- Где?!
- На стадионе химкомбината в восемнадцать нуль-нуль.
- Билеты? Цена?!
- Какая цена? Мы на разогреве!
Восторг очень быстро сменился напряжением.
- Октава, ты же голос сорвал, а суббота - послезавтра. Это
будет последний концерт в нашей жизни, она в субботу и закончит-
ся, - рассудительно сказал Мэйдыч.
- Да, Октава, нам хана, - добавил Валерий.
- Вы ч±, поверили?! Что "Ария" приедет? В нашу-то дыру...
- Ты шутками шути, Октава, а то у меня молоток под рукой, -
сказал Мэйдыч.
- Не, вы вообще не шарите. Допустим, приедет "Ария" или
"Кофей". Кто нас на разогрев возьмет?! Мы же играть не умеем!
И все согласились. А потом вошел Сергей, грифом вниз прижи-
мая к груди зачехленную басуху.
- Народ, можете, конечно, удивляться, но в субботу концерт
"Арии", мы - перед ними. Я только что из дворца культуры, там ре-
шали, в кого полетят помидоры. Главный комсорг решил, что в нас,
его отпрыск от нас тащится...
Мэйдыч стиснул зубы и схватился за молоток.
- Вот, я смотрю, Мэйдыч не поверил. Послезавтра играем! Я
сам хренею.
В отличие от Октавы лицо Сергея казалось серьезным и почти
заслуживающим доверия.
- Но почему мы? Они же нас ни разу не слышали! - резонно
вставил Октава; его улыбка постепенно растворялась, отражая
борьбу разума с обстоятельствами.
- Они - нет, там дяденька-гэбэшник сидел с бумажками про нас,
вопросы все задавал. Нехилая, скажу я вам, папочка...
- О чем хоть спрашивал?
- Ну, например, почему я предпочитаю индийские презервативы
советским, и где их можно достать...
6
- Ответь, где она!
- Ищи! Кто ищет...
- ...тот всегда найдет? И штуку баксов на дороге?
- И пулю в спину. Всегда. Если ищет.
- Врешь!
- Брось Сергей, тебе пора бы измениться...
- Фигушки! Я слишком долго искал себя. Нашел. Другим не буду.
- Этого не требуется насовсем.
- Этого не требуется вообще.
- Ты неправ.
- Я не могу быть неправым здесь, не можешь и ты...
- ...но мы не можем быть правы одновременно?
- Да.
- Ты снова ошибся. Предположи иное.
- Что мы оба правы?
- Точно.
- Но ведь это абсурдно...
- ...как абсурдна всякая новая истина.
- Я обязан тебе верить?
- Нет.
- Ты говоришь правду? Всегда?
- Как сказать...
- Зачем ты мне ее сыграл?
- От безделья.
- Ты скажешь где она?
- Нет.
- Не можешь?
- Не хочу. Это бессмысленно.
- Сволочь!
- Выходит, сволочь. Но я добрая сволочь, я хочу тебя предуп-
редить, если ты задержишься здесь, там тебя ждет белая горячка.
- Но я могу остаться здесь.
- Если так говоришь, значит можешь. Но, мне кажется, не мо-
жешь.
- Выгоняешь?
- Да.
- Счастливо оставаться, добрая сволочь.
- И тебе удачи, Сергей...
- Сережка! Сереженька! Надо ж так напиться! Сережка!
- А?
- Может скорую? Тебя вырвало. Ты мог захлебнуться.
- Что?
- Ты меня слышишь? - Марина стерла рукавом бегущую по щеке
слезу, другой рукой придерживая за волосы голову мужа.
- Кажется... Это ты, Маринка?
- Слышишь, слава Богу. Сережка, как ты мог до такого опус-
титься. Надрался в одиночку, заснул головой в унитазе... Ты же
действительно мог захлебнуться! Сережка!
- А еще у меня могла быть белая горячка...
- Тебе все равно, что с тобой будет. Так? А на меня - пле-
вать? Плевать?
- Маринка, я тебя очень люблю...
- Сережка, не делай больше так. Можешь всю зарплату с Валер-
кой пропить, дело житейское, можешь купить новую гитару, я займу,
ты разбил свою об унитаз...
- Разбил? У меня старая в гараже. Унитаз... цел?
- Цел. Сережка, и девок своих можешь трахать, думаешь, я не
знаю? Только не делай так больше!
- Не знаешь... Маринка, я тебя очень люблю...
- Ты вернулся?
- Само получилось.
- А там?
- Там я в толчке. И Маринка плачет... Я тоже сволочь?
- Сволочь.
- А ты не мой двойник?
- Фиг его знает... Нет, наверное. Думаю, я - это я.
- Кто - "я"?
- А сам не видишь?
- Вижу. Но не верю.
- Не обязан. Мы повторяемся, Сергей, это неразумно. Ты ведь
ненадолго... здесь.
- А ты не ценишь мое время... здесь.
- Уходи, Сергей, тебе нельзя...
- ...быть здесь?
- Тебе нельзя быть здесь долго.
- Счастливо оставаться.
- Удачи.
- Сережка!..
- Маринка, я насовсем.
7
- Эх, и опустил тебя Кипелыч после концерта!
- А что я мог? У меня же голос не восстановился!
- Забей, отхрипел - и ладно. Серый - тот всю дорогу лажал,
тринадцатую ноту, искал, наверно.
- Ты это ему скажи.
- Стоит ли? Разливай еще по пятьдесят...
Бутылка преломляла свет заходящего солнца, и оттого казалась
кроваво-красной. Холодно не было, но осень уже успела наследить
дождями и намусорить листьями - так похоже на творческий беспоря-
док природы! Парк дышал уютом, приводя в чувства двоих усталых,
недавно освистанных для проформы, музыкантов.
- Хорошо пошла. Слышь, Октава, а может, и правда, есть такая
хитрая нота?
- Может и есть. Тебе-то что, ты же ударник.
- Я про то, что если Серый ее найдет, наша жизнь только нач-
нется. Прикинь: в Штаты рванем, гастроли по всему миру, стадионы,
фэны, Вудсток...
- Ха! Зачем мы ему тогда?!
- Возможно...
- Знаешь, Мэ, странные они оба, что Серый, что Валерка, ни-
как их понять не могу. У нас вообще странная команда - играем
вместе, а по жизни они всегда сами по себе, и мы с тобой, как бы,
тоже.
- Хочешь байку расскажу?
- Вали, если к месту.
- Жил да был один совсем заурядный человечек. Работал на
обычной работе, хорошо работал. Но начальником так и не стал.
Прочитал он однажды в газете, что среднестатистический гражданин
нашей великой Родины зарабатывает столько-то, проедает
столько-то, на одежду тратит столько-то. Столько-то ему лет, и
живет на площади в столько-то квадратных метров. Прикинул челове-
чек - все, блин, сходится. Только вот витамина "А" он потребляет
меньше. Начал он ходить по инстанциям, мол, витаминов ему не хва-
тает, и, в конце концов, выбился из среднестатистического графика
жизни, приобрел опыт в разговорах с начальством, наглее стал, и
сделали его самого начальником. Так он перестал быть заурядным
человеком, а витамина "А" начал потреблять столько, сколько ста-
тистикой указано.
- Все равно, странно как-то...
- Нет тут ничего странного, ведь нет обычных людей, есть
схожесть в мелочах. Валерка - он же гений, лучший гитарист в го-
роде, у него свой взгляд на жизнь, он чувствует свою ге-
ниальность, только вот шутки за наезды принимает. Серый со своей
абсолютной исключительностью, конечно, тоже не подарок.
- А может, у него крыша - того... ну, отъехала?
- Нормальный он, Октава, хотя - не нам судить, не нашего это
ума порядок, а ты разливай, не ленись... стоп, не надо, прячь бу-
тылку, менты идут...
К скамейке, на которой расположились Октава с Мэйдычем, по-
дошел молоденький сержант - двое других притормозили у соседней
скамейки.
- Это вы в субботу перед "Арией"?
Октава прохрипел:
- А ч±? За музыку еще сажают?
- Уже нет. Классно вы отыграли, я в оцеплении стоял. Нет,
действительно, - сказал сержант и после паузы смущенно продолжил:
- Вы, мужики, извините, там мой начальник, он говорит, что
вам придется в отделение...
- За что?! Мы никому не мешаем!
- Долго объяснять. Бутылку вы хорошо спрятали, стемнеет -
никто не найдет, пусть полежит, а мы сейчас на машине быстренько
доедем.
8
- Серый, и тебя взяли!
- Да, Октава, беспредел...
Камера предварительного заключения, КПЗ, то бишь, была наби-
та под завязку волосатыми представителями музыкального бомонда
города. Человек сорок! Одни стояли, другие сидели на бетонном по-
лу. Курили запрещали, но курили так, что воздух обрел помимо рез-
кого запаха смеси табачных сортов грязный насыщенный цвет. Пере-
гар, пропитавший стены, темные пятна на полу: кровь, пролезший на
свободу портвейн?..
- Серый, в чем дело? Нас на Колыму отправят? - всерьез спро-
сил Мэйдыч.
- Зачем? Нас просто расстреляют. Майк, объясни ему!
Майк пробурчал:
- Да козла какого-то отпидарасили, вроде, в парке, ну, он
заяву кинул, типа: "Меня отпидарасил кто-то волосатый", а менты
всех волосатых сюда и свезли, рады, сволочи, стараться. Я здесь с
обеда. Веришь, Октава, я бы этого мудака сейчас сам бы отпидара-
сил!
Послышалось общее одобрительное: "Угу!"
- Слышь, Серый, а может, это новый способ с нами бороться.
Раньше, например, дурь подбрасывали...
- Не знаю, ничего не знаю...
В коридоре послышался перезвон ключей, затем - скрип решетки
и приближающиеся шаги. Двое в погонах, капитан и знакомый по пар-
ку сержант, привели пацана лет четырнадцати с фингалом в пол-ли-
ца. Вместе с ними была женщина, скорее всего, мать парнишки, ко-
торая процедила сквозь зубы: "Этих уродов всех пересажать надо!"
- Ну, есть среди них кто-нибудь похожий? - спросил капитан.
Потерпевший разглядывал тех, "кого надо пересажать", недол-
го, секунд десять.
- Нет, тот был с бородкой и шрамом на щеке...
А бутылка из-под скамейки все-таки пропала! Октава с Мэйды-
чем ей догнаться хотели после глобальной попойки бывших подозре-
ваемых на трибунах химкомбинатовского стадиона. Да им и не жалко,
если кому-нибудь на благо, только бы его потом за аморалку звания
не лишили...
* * *
Что? Вас интересует, нашел ли Сергей тринадцатую ноту? Ска-
жем так, пока - нет. Известно лишь, что запряталась она где-то
между стандартными соль-диезом и ля, так в астрале Джон Леннон
сказал, наврал, может быть, он мастер на выдумки. Если кастриро-
вать чувственность и с потрохами продаться науке, окажется, что
любой звук несет ее в себе: частота, спектр, гармоники - все чет-
ко и ясно. Не потому ли мир обладает силой, и не пропел ли Гос-
подь изначальное слово?!
А мир меж тем богат на сюрпризы.
Маринка, стерва, к Мэйдычу ушла, на прощанье по обыкновению
пальцем у виска покрутила. Терпение небеспредельно. Сергей, ко-
нечно, запил, но нашел смысл и волю бросить. Санитары к нему пару
раз наведывались, здоровьем интересовались и ненавязчиво пригла-
шали к себе.
Летом следующего года был записан альбом "Тринадцатая нота",
футляр от кассеты сейчас на моем столе, а она сама, заслушанная
до дыр, в деке магнитолы. С обложки снисходительно поглядывает
Сергей и прижимает к груди свою видавшую виды бас-гитару, разбав-
ляя улыбкой холодок фиолетового бэкграунда. На последнем треке
Валерий только что - в моем временном отсчете - довольно чисто
вывел те самые тридцать вторые, а вот и Мэйдыч выложился - умеет
же!
Альбом, кстати, вышел небольшим тиражом на московской под-
польной "фирме звукозаписи", которой в то время заправлял одно-
кашник Октавы. Он тогда решил и проблемы со студией.
"Ария" больше не приезжала; в народе прошел слушок, что и не
она это вовсе была, а так, фанерщики какие-то, провинция - кто ж
поймет. Только Октава, вроде бы, знал правду, ему Кипелов на ад-
рес дворца культуры письмецо прислал с пожеланием восстановить
голос. Всю правду знал один лишь Мэйдыч, ради хохмы сочинивший
сие послание.
А так - все по спирали: ежегодная пьянка на стадионе, будни,
выходные, праздники. Ноябрь вот на дворе, скоро седьмое. Утром и
днем шел снег, но - я посмотрел в окно - уже растаял. Соседи за
стенкой скандалят. Временами слышен звук проезжающих где-то вда-
леке машин. В соседнем общежитии горит одинокая лампочка - так и
есть, двести третья. Ветер, словно спьяну, который час тянет
странную заунывную мелодию - на одной ноте...
Antony
Сайт создан в системе
uCoz