Всеволод Гаккель - "знаменитая виолончель питерского рока", как часто о нем говорят - выпустил книгу мемуаров. На первый взгляд ничего в этом особенного нет. За те добрые сорок лет, что существует в этой стране молодежная музыка - и за те примерно пятнадцать, что она существует официально, выросло не одно поколение, произошло множество интересных, забавных и не слишком событий, опять же "иных уж нет"... Так что вполне закономерно появление мемуаристов и в этой среде - в среде музыкантов играющих эту самую "современную молодежную музыку" (я совершенно сознательно не использую слова "рок", так как зачастую создаваемое отечественными рокерами называется "роком" чисто номинально; но это отдельная тема). Тем более что музыкантам всегда мало было одних лишь гитар, их всегда тянуло взять в руки то кисть, то перо - и как выяснилось, последним некоторые весьма неплохо владеют. К примеру, один из первых музыкантов группы "Кино" Алексей Рыбин написав весьма любопытную книжечку ""Кино" с самого начала" настолько увлекся литературой, что выпустил в свет уже несколько книг, среди которых все от воспоминаний до детективов. К его чести надо заметить, что языком он владеет отменно, пишет стильно, и читать его приятно.
Первый писательский опыт Гаккеля стоит особняком. В принципе, это, пожалуй, первая написанная музыкантом книга, имеющая полное право называться мемуарами. Все так или иначе выходившее ранее представляло собой некие избранные страницы воспоминаний, а следовательно несколько "купированный" вариант истории. Всеволод Гаккель дотошен и скрупулезен. "Я вырос в очень открытой и гостеприимной семье." - так начинается его книга; автор подробно рассказывает историю своей семьи, детства и юности. Это не кажется излишним, и в этом нет ни капли занудства. Все на своем месте. Человек не родился музыкантом - он им стал. Как, каким и почему - об этом, собственно, и книга.
Поначалу она способна вызвать недоумение: забавное название вроде бы обещает изрядную долю юмора, прославленного питерского "митьковства". Однако довольно быстро становится ясно, что Гаккель совершенно не собирается развлекать читателя, балагурить и заигрывать. Он гостеприимен - но его гостеприимство другого рода.
"Способ ухода..." очень спокоен, ровен по языку; с первых же страниц создается ощущение присутствия - будто бы и вправду сидишь с автором где-то на теннисном корте в самом начале золотой петербургской осени, и он за чашечкой чая так постепенно, не торопясь, рассказывает историю жизни - своей, питерской музыкальной тусовки вообще и знаменитой группы, в которой он проработал не один год - в частности. Рассказывает почти бесстрастно и, как может поначалу показаться, безоценочно. Но это впечатление весьма обманчиво - понимаешь это только, пожалуй, к середине книги. Тогда становится понятна и та толика горькой иронии, что заключена в названии.
Есть и еще одно качество, кардинально отличающее мемуары Гаккеля от других книг музыкантов и о музыкантах. Это первый взгляд на историю "Аквариума" в самом прямом смысле изнутри. Единственная до сего момента история этой группы вышла восемь лет назад (Ольга Сагарева, ""Аквариум" 1972 - 1992", "Алфавит", Москва, 1992), ее выход был приурочен к 20-летию коллектива - и конечно в ней все было ровно, красиво, мило и весело. Любопытно, что среди баек, которыми изобилует сей труд, есть и такая: мол, Всеволод Гаккель не реальный человек, но миф, материализованный в "Аквариуме" коллективным усилием воли.
"Миф", однако, ответил со всей серьезностью и прямотой - что многим может и не понравиться. Насколько мне известно, среди коллег-музыкантов уже появились обиженные на Всеволода, имеющие по поводу тех или иных событий точку зрения прямо противоположную; но иначе и быть не может - важно лишь чтобы сами события были описаны без искажений...
Так что если вас интересует история отечественной музыки, попытка отобразить реальное положение дел в "Аквариуме" и вокруг него - эта книга для вас. Фанаты же господина Б.Г., а также ищущие всякого рода исторических сплетен или же "развлекухи" будут явно разочарованы.
Эта книга не для них.