Центральный панк России
1
Никто из тусовки не знал ни настоящего имени Мота, ни того,
откуда он. Трудно предположить, что у него вообще когда-то могло
быть настоящее имя. Он объявился в конце июля, купил всем пива,
после чего денег у него никто никогда не видел. Кроме Димки с
ним, пожалуй, никто и не общался.
2
- Оста-а-авь! - немедленно отреагировал Димка, когда Мот
возложил палец на кнопку Stop, - Это последняя песня, дай альбом
дослушать по-человечески!
- Сразу надо было отрубить, теперь вот получили сорок минут
непрерывного изнасилования ушей. Чтобы нам можно было слушать
по-человечески, они должны были сыграть по-человечески, - послед-
нее предложение для пущей важности Мот произнес по слогам, выде-
лив слова "нам" и "они", но палец с кнопки убрал.
The more I search, the more my need for you.
The more I bless, the more I bleed for you...
- Брось, Мот, когда я приношу кассету, ты говоришь, что это
фигня, когда приносишь сам, заставляешь слушать по десять раз.
Нечестно получается.
- Честно. Ты кассеты больше не покупай, в этом городе ничего
выдающегося мною замечено не было, лажа полнейшая. Когда меня...
ну, когда я отсюда смотаюсь, я тебе все кассеты отдам.
- И чем же тебе здесь не понравилось?
- Мы с тобой где сейчас сидим? Правильно, в подвале. Я здесь
живу уже почти месяц, вот на этих трубах, - он обвел пространство
вокруг себя руками, - а подвал, между прочим...
Димка непроизвольно пробежался глазами по стенам. Стены -
как стены, подвал - как подвал, даже трубы - такие же, как и в
соседнем подземелье. Аскетичность Мотовского существования была
почти абсолютной, разве что обломком пластмассового мира смотрел-
ся новенький "Panasonic" с двумя деками и си-ди-ченжером. Он не
вписывался в обстановку помещения, создавая асимметрию, как ви-
зуальную, так и идеологическую. Откуда он у Мота?
Пока Димка разглядывал "Панас", Мот почти успел закончить
свою логическую цепочку, но, поскольку в Димкиной голове она рас-
сыпалась уже с самого начала, ее окончание могло оказаться беспо-
лезным.
- ...их всех. Ты что думаешь, что ты панк. Хрена-с-два ты
панк! Вот я - панк, только я, и никто кроме.
Димке не понравилось такое заявление.
- А Свинья, что, не панк был, а Летов?
- Да они не большие панки, чем ты. Панк не тот, кто играет
панковские песенки, жрет водку и укуривается до полного отъезда
крыши. Это все игрушки какие-то, машинки-солдатики. И не тот
панк, кто разрисовывает стены буквой "А" в кружочке... Ай, да что
это я, все равно не поймешь, я и сам-то не понимаю ничего. Одно
скажу точно: панк всегда только один, сейчас это я, когда я не
буду панком, им будет кто-то другой, это как переходящий приз,
как букет невесты.
- Хорош загибать, Мот. Я знаю, ты крут, тебе шестнадцать, а
мне только четырнадцать, но если ты скажешь, что Сид Вишез...
- Скажу!
- Да пошел ты!
- Вот мудак...
В самый разгар скандала откуда-то появилась средних размеров
крыса и с интересом уставилась на спорщиков, ничуть не пугаясь их
громких возгласов.
- Бля! - взвизгнул Димка. Он впервые в своей жизни увидел
столь обычный атрибут подвальной жизни.
Мот запустил в крысу обломком кирпича, та подпрыгнула и мо-
ментально исчезла, хотя снаряд, по всей видимости, прошел мимо.
Зато кассета, брошенная в Димку, цели достигла.
- Ты чего? - обиженно спросила "цель", поднимая кассету с
бетонного пола.
- Я тебя предупреждал, чтобы ты здесь матом не ругался? Это
святое место. Теперь вали отсюда, завтра не приходи, меня не бу-
дет.
Димке пришлось уйти.
3
Дверь в подвал скрипнула. Димке этот скрип был совсем не ну-
жен, Мот случайно мог не уйти никуда или намеренно соврать насчет
ухода.
Димка обшарил фонариком то место, где должен был находиться
магнитофон. Световое пятно казалось слишком блеклым, но, привык-
нув к такому слабому освещению, Димка все же обнаружил чудо
японской техники внизу под трубами. Мот не закрывал помещение на
время своего отсутствия по самой банальной причине: у помещения
не было двери. Если он уходил, то ныкал все свои вещи (гитару,
магнитофон, десяток кассет и компакт "The Art of Jazz Saxophone")
по углам каморки.
Для Димки настала самая сложная фаза всего этого предприятия
борьба с собственной совестью. Он минуты две смотрел на магнито-
фон, не решаясь дотронуться до него, но нужно было действовать:
садились батарейки в фонарике. Магнитофон в свою очередь де-
монстрировал совершенно пофигистическое отношение к происходящему
и просто ожидал возможной смены власти. Димка решился...
У выхода из подвала, когда бьющие из узких щелей солнечные
лучи начали перебивать свет фонарика, совесть взяла реванш. Димка
остановился, плюнул на стену и повернул назад.
Когда он увидел свет в каморке, сердце забилось гораздо ча-
ще. В дверном проеме показался Мот, подошел к Димке, забрал свой
"Панас" и ушел обратно. Все произошло очень быстро и совершенно
беззвучно.
Выяснилось, что Мот наблюдал сцену кражи собственного магни-
тофона, сидя у входа в жилище. Почему он находился там, и почему
был выключен свет, история умалчивает. А, может быть, это все бы-
ло подстроено с целью проверки Димкиной верности и честности.
- А все равно ты, Димка, сволочь, хоть и принес назад. Если
он тебе нужен - бери. Ты еще ничего не знаешь, но... мне легко
быть панком. Это не плюс, не достоинство, это реальность, и, ско-
рее, она относится к моим... признакам что ли.
- Нет, Мот, он мне не нужен.
- Странный ты. Ворованный магнитофон тебе нужен, а подарен-
ный - нет, хотя - вроде как один и тот же.
Димка молчал, и тишина начала приобретать свою обычную суро-
вость. Тишина всегда самонаполняется разными пакостями. Чтобы
как-то разрядить ситуацию, Мот взял в руки гитару.
- Я тут песенку одну сочинил, в смысле, не одну, но спою
только одну, чтобы ты оценил, - скороговоркой выпалил Мот, трях-
нул головой и расположил пальцы левой руки где-то в районе си-ми-
нора. Он и раньше играл перед Димкой, но чужое.
Я спускался один в темный старый подвал,
Ржавым трубам и крысам на гитаре играл,
Нехотя, нехотя, нехотя, нехотя ждал.
Кто придет, кто разбудит, кто спустится вниз?
Чей-то возглас прорвал тишину: "Обернись!"
Я, когда обернулся, увидел себя,
Только чуть помоложе - из прошлого дня,
И сказал ему: "Здравствуй!" Он крикнул: "Прощай!"
Я ответил: "Постой..." А он мне: "Навещай!"
Он исчез в лабиринте невидимых скал,
А я...
Нехотя, нехотя, нехотя, нехотя ждал.
Попытался подпрыгнуть, но, видимо, зря:
Сквозь окошко вверху поднималась заря,
Солнце светит в глаза, солнце светит опять.
Кем я стал там внизу, кем хотелось бы стать?
Некогда, некогда, некогда, некогда ждать.
Песенка запросто перекрывалась тремя аккордами. Мот
чуть-чуть не дотягивал верхние нотки (зачем он тогда играл в
си-миноре?), но во всем действе была заключена чудовищная энер-
гия, одинаковыми порциями раскиданная по строчкам, и одинаковые
доли ее приходились на стихи, музыку и надрывный Мотовский голос.
Димка попросту охренел. Он забыл и про почти украденный
(почти подаренный) магнитофон, и про брошенную в него вчера кас-
сету. Мот сам долго отходил от песни.
- Ну, как?
- Мот, ты гений, а кто будет с этим не согласен, пошли его
подальше.
- Ты, брат, перепутал, я не гений, гений - Иосиф Кобзон, а я
всего лишь центральный панк России. А центральный потому, что та-
лант - он то же самое, что и бездарность. Бездарный человек - это
тот, кто еще не открыл в себе талант, а гений - он лишь на один
шаг впереди. Только на шаг к чему? Вот и я не знаю, к чему,
поэтому и сделал пока полшага - из осторожности. Да, вот еще,
Димка, имей в виду, один гений в миллионы раз опаснее толпы без-
дарей.
- А толпа гениев?
- Толпы гениев не бывает.
4
Димка встретил Мота случайно. Мот шел на пристань ловить ры-
бу, а Димка - из магазина в подвал к Моту.
Мот при свете солнца казался не похожим на себя. Димка ни-
когда еще не видел его на улице днем. Обычные для человека ан-
дерграунда (какой, к черту, андерграунд под занавес девяностых)
синие засаленные джинсы, большей частью состоящие из прожженных,
протертых, прорезанных и полученных иным способом дыр, дырочек и
дырищ, футболка "The Doors" навыпуск и кроссовки - весь этот его
прикид в подвале выглядел совсем по-другому. Там все выглядит
иначе.
А Димка? Длинные светлые волосы чуть ниже плеч и крестик в
ухе - это его собственное, ну а джинсы, надпись "Ugly Kid Joe" на
футболке и старые советские кроссовки - точно Мотовское, как ре-
зультат их знакомства и дружбы. Мот, кстати, решил отрастить
хаер, глядя на Димку, но ожидание результата могло затянуться:
волос у него пока было от силы сантиметра полтора.
Мот заговорил первым.
- Приветствую тебя, брат Диметриус, куда путь держишь?
- К тебе, вроде...
- Считай, пришел. А потом?
- Мот, ну ч± ты каждый раз меня как мент допрашиваешь? Не
знаю я, куда потом, не знаю, на хрена я вообще к тебе пошел.
- Хавчик мне, конечно, принести, чтоб я коньки не откинул.
- Угадал. Держи батон.
- Как-то все неправильно у тебя получается, нет ни целей, ни
связей. Давай так: мы сейчас пойдем на пристань ловить окуней,
после чего разведем костер, поджарим на нем окуней и съедим с
твоим батоном. В итоге ты знаешь, куда идешь, знаешь зачем, а ба-
тон находит свое применение. И все взаимосвязано. Каково?
- Ты гений!
- Здрасьте-пожалуйста! Опять! Повторить тебе, кто я?
- Панк ты централизованный.
- Ага, парализованный и реструктуризованный.
- Ну, в смысле, этот, центральный. Центральный панк России.
- Ладно, черт с тобой, ты меня подожди, я за гитарой сбегаю,
а то скучно у костра будет. Да, какое сегодня число?
- Шестнадцатое.
- Шестнадцатое - чего?
- Да, бля, августа, конечно!
Мот остолбенел. Димка не мог понять, то ли дата на него по-
действовала, то ли вырвавшееся крепкое словечко. Мот стоял непод-
вижно, побледневший и лишившийся дара речи.
- Мот! М-О-О-ОТ!
Он медленно повернулся к Димке.
- Мот, что с тобой?
- Все в порядке, Димка, все хорошо. Но завтра что-то
произойдет.
- Думаешь?
- Знаю.
- А что именно?
- Не знаю.
5
- Нет, не так! Смотри! Берешь окуня, разрезаешь брюхо и выб-
расываешь внутренности. Как будто рыбу ни разу не коптил! Потом
солишь брюхо и жабры, нанизываешь через рот на палку и крутишь
над костром... Вот так!
- Танька, а ты в какой школе учишься? - в Димкином голосе
одновременно чувствовались и стеснительность и заинтересован-
ность.
- Не скажу, а то припретесь оба. У нас каждый первый - рэп-
пер. Морду набьют и хаера порежут.
Про морду и хаера она говорила спокойно и почти привычно.
- Рэппера-триппера! А ты знаешь, какая у нас тусовка - пят-
надцать человек. Я в прошлую среду в одиночку двоих рэпперов от-
мочил и плеер у одного отобрал - "айвовский".
- Что ж, один плюс пятнадцать... Полкласса.
Танька явно настраивала парней на визит в их школу самым
элементарным способом - беря их "на слабо". Зачем ей это было
нужно? Скорее всего, чтоб оказаться в центре внимания, пусть на
один день и пусть ценой чьих-то разбитых физиономий.
У Мота вдруг что-то переключилось в голове, то ли он чего-то
понял, чего не мог понять раньше, то ли чего-то вспомнил. И
вдруг, без объявления войны, схватил гитару.
- Песня! Слова - мои, музыка - тоже. Полетели!
Он пел, закрыв глаза, не прищурив, а именно закрыв, с удиви-
тельной искренностью и самоотдачей. Димке казалось, что не голос
подстраивается под гитару, а наоборот, возможно, это была просто
иллюзия. Мот отлично управлялся со всеми шестью струнами.
Ты сказала мне, что звезды пахнут так же,
Как сгоревшая трава,
Но я знаю лучше - я там был.
Ты сказала, что до Солнца полтораста тысяч мегаметров.
Я ответил: "Полетели! Дай мне руку..."
Я сказал, что там вверху одному мне
Слишком скучно,
Промолчав, ты посмотрела мне в глаза, и я все понял.
Но ты знаешь, мой дом за полтораста тысяч световых лет.
Ты шепнула: "Полетели! Дай мне руку..."
- Мот, я слышала ее где-то раньше, не могу вспомнить где, -
сказала Света, впервые за весь вечер произнеся вообще что-то,
кроме своего имени при знакомстве. У Димки возникло чувство что
тогда, в подвале, было то же самое.
Мот словно прочел их мысли.
- Новых песен нет, как нет новых рассказов и фильмов. Все
новое - дополнение старого до того, что называется "сейчас".
Изначальное - это дополнение "ничего". Да не гружу я вас, я вам
объясняю, чтоб вы меня не принимали за плагиатора. Я за всю жизнь
написал только две песни. Одну вы слышали только что, другая...
Димка она теперь твоя, и скоро тебе пригодится.
- Ах, как это все романтично! Песня в подарок. Вы, случайно,
не голубые? А?
Димка с неприкрытой злостью посмотрел на Таньку. Только те-
перь он понял, чего она от них хотела. Понимание это пришло как
бы извне, поверх его мыслей и совсем не вовремя.
Вступилась Света.
- Тань, зачем ты так? Они классные ребята.
- Ребята? Ребята?! Да панки они! - Танька словно взорвалась.
Обвинив абстрактных панков, а заодно и вполне конкретных, в
лице Мота и Димки, во всех смертных грехах, она вскочила, схватив
с травы свою кофточку, перекинула ее через плечо и быстрым шагом
двинулась прочь. Света наскоро попрощалась с Мотом и Димкой, по-
целовала послед него в щеку, а Мота - почему-то - в лоб, и побе-
жала вслед за Танькой. Димка вопросительно посмотрел на Мота.
- Понимание на уровне интуиции, - констатировал Мот и, отло-
жив гитару в сторону, принялся резать ногтем брюхо очередного
окуня.
6
В дверном проеме показался запыхавшийся Димка. Мот посмотрел
на него спокойно, без эмоций.
- Мот, идем скорее, там рэпперы пришли и гопники всякие, у
подвала стоят, зайти боятся, думают, здесь вся наша тусовка.
- А гопники-то откуда? Они же, вроде как, вымерли лет двад-
цать назад. Димка, у тебя глюки, тебе лечиться надо.
- Да, глюки, значит, и это тоже глюк? - Димка направил фона-
рик на смачный синяк, окружающий левый глаз, - Глюк, да?
- Ты не понимаешь, Димка, глюки - не синяк твой и не гопни-
ки, глюк - я.
- А вчера, когда песню играл, тоже был глюком?
- Нет, я стал глюком только сегодня, что-то случилось, я еще
вчера чувствовал что-то необычное.
- Случилось! Необычное! Бакс взлетел, я "Петра" за семь руб-
лей брал. По телеку политики друг друга трахают до потери пульса.
Кайф свой ловят... А ты насчет глюка как понял?
- Попробовал песню написать - не получилось. Так и понял.
- И всего-то?
Димка, вероятно ожидая, что рука пройдет сквозь глюк Мота,
подошел к нему и осторожно потрогал за плечо. Ожидания не оправ-
дались. Мот был чем угодно, только не глюком.
- Врешь ты все! - истерично проверещал Димка, отпрыгнув, -
Чмо педальное, сука ты последняя...
В Димкином направлении из рук Мота вылетела кассета, та са-
мая, что уже однажды выполняла эту миссию, и на полной крей-
серской скорости прошла и сквозь Димку, и сквозь стену. В насту-
пившей тишине Димка впервые обратил внимание на Мотовские волосы.
Они доходили до плеч.
- Теперь понял? Я глюк потому, что все мои усилия тратятся
впустую. Я - вот он, а сделать ничего не могу. Хотя - нет, я могу
уйти отсюда, по крайней мере, чувствую, что могу, правда, не сей-
час.
- А сейчас что, там же рэпперов штук двадцать, они меня раз-
несут к чертям и хаер жалко. Помоги, Мот!
- Анекдот есть один про Ельцина. Идет он, значит, по тро-
туару, а на обочине бомж сидит, на бумажке "Подайте!" написано.
Ельцин подходит и говорит: "Ну, как я тебе подам, у меня нет ни
ракетки, ни шарика". Чего ждешь? Лопата!
Димка словно его не слышал.
- Ты вообще не можешь идти?
- Вообще - могу, а что толку...
- Пойдем, Мот, - взмолился Димка.
- Нет, не пойду, но кое-что тебе скажу. Теперь ты панк, вот
только с букетом накладочка вышла. А насчет рэпперов - они пол-
ностью в твоей власти...
Вспышка.
- Куда ты теперь?
- Вечерком на пристань схожу, рыбы наловлю. Представляешь,
вся та рыба, которая уходит с крючка - она ведь глючная, а зна-
чит, мой улов.
- Мот, я не про вечер.
- А... Ты про жизнь. Домой вернусь, к родителям, они меня в
МГУ хотели забросить, с бабками проблем вроде нет, кооператоры,
как-никак. У нас там еще Союз пока, Горбачев перестройку раскру-
чивает. А ты иди, почувствуй свою панковскую силу!
- Мот, я разве похож на панка? - оглядываясь и одновременно
поправляя съехавший на лицо хаер правой рукой, полувиновато спро-
сил Димка.
- Похож, похож, - брякнул Мот, - ты иди, замочи их там всех
от моего светлого имени.
Димка резко повернул голову, перенаправив взгляд с воссе-
дающего на трубах Мота на выход из подвала, и вся его шевелюра
медленно, прядь за прядью, как бы нехотя, приняла новую позицию.
В размазанный полет Димкиных волос инкрустировались огрызки
"дневного" света, беспорядочно выплевываемые ртутной лампой. Дим-
ка нацепил наушники, утопил длинную кнопку на "айвовском" плеере,
и, больше не оборачиваясь, зашагал к выходу.
Antony
Сайт создан в системе
uCoz