1. Танцующий сфинкс
2. Византия
3. Шантолина
4. Ветер с Моря
5. Мария
6. Сакатека
7. Окарина
8. Форильен
Композитор, аранжировщик, саундпродюсер - Сергей Щураков
Новый - второй по счету альбом "Оркестра Вермишель" блестяще иллюстрирует древнюю истину: "Лучшее - враг хорошего". Предыдущая работа оркестра, альбом "Anabasis", весьма удачна по звуку, неплохо выстроена - короче, интересна во всех почти отношениях (кроме разве что не очень удачного оформления). Однако "Византия" по всем параметрам работа почти безукоризненная - богато оформленный буклет, почти идеальный звук; блестяще подобраны композиции - каждая из которых предварена в буклете стихотворным эпиграфом. Короче говоря, это концептуальный альбом в самом высоком значении этого слова. Что в данном случае особенно ценно, поскольку "Вермишель..." - коллектив инструментальный.
Но что же это за музыка? Вопрос сколь интересный, столь и непростой.
На записи звучат духовые - фагот (Алексей Силютин) и флейты, виолончели (Василий Попов и Всеволод Гаккель), а также мандолина (Мария Щуракова - сестра Сергея, она же автор эпиграфов), перкуссия Олега "О`Шара" Шавкунова, великолепная гитара Наиля Кадырова - участника многих известных и не очень (но всегда весьма любопытных) питерских коллективов. Аранжировки изящны, каждый инструмент находится исключительно на своем месте, предназначенном именно для него, ведет своего рода "умную беседу" с другими участниками оркестра, периодически выступая соло - никого при этом не перебивая. Особо хотелось бы сказать о флейтистах. Совсем молодой, но чрезвычайно одаренный музыкант Николай Мохов порывист, временами почти агрессивен; Наталия Сечкарева, напротив - в своей игре мягка и задумчива. Каждый из них исполняет вещи именно своего характера. И здесь лидер оркестра аккордеонист Сергей Щураков проявляет талант не только композитора и аранжировщика, но и - ни много ни мало, психолога!..
Результат? Изысканная музыка, редкой красоты и эмоциональной насыщенности!
Как и в предыдущем альбоме, в "Византии" сильно ощущается влияние эстетики барокко, различных этнических направлений (так, в финальной композиции "Форильен" удивительным образом переплетаются кельтские и славянские мотивы), но особо ощущается влияние минимализма. Есть оно и в "Anabasis`е", но в новом альбоме минимализм расцвел пышным цветом! Причем это не прямое заимствование известных направлений данного стиля - это свой собственный стиль, свое (a la Vermicelli?) направление при сохранении хорошо известных принципов построения подобных композиций, которые используются весьма аккуратно. Пожалуй лишь в единственном интструментале "Ветер с Моря" Щураков - далеко не неофит (для которых характерно стараться стать святее папы) вдруг попытался стать "минималистичнее" отцов жанра. Но композиция очень удачно легла в альбом и может вызвать некоторое недоумение разве что при первом прослушивании.
Слово "хит" как-то не особо вяжется с инструментальной музыкой. А жаль! Ибо, если бы инструменталы были бы в большем фаворе, и радиостанции не стеснялись бы брать их в ротацию, как минимум три вещи с альбома несомненно лидировали бы в топах - "Окарина", "Мария", а также заглавная "Византия" - в которой Щуракову со товарищи удалось достигнуть вершины выразительности инструментала, не достижимого самым гениальным текстом.