Герои рок-н-ролла. |
Сегодня сложно найти такого поклонника рок-музыки, который не знал бы группу Helloween. Наряду с такими грандами, как Accept, Running Wild и Scorpions, Helloween является лицом немецкого хэви-метал. Группа имеет свое оригинальное звучание, которое выделяет ее из множества других групп этого стиля. Более того, такие известные на сегодня группы, как Blind Guardian или Heaven`s Gate, начинали свой творческий путь как последователи Helloween. И сегодня нередко можно услышать, что та или иная команда похожа на Helloween. Так что группа прочно заняла свое место в истории рок- музыки.
Этот коллектив был создан по инициативе гитариста и вокалиста по имени Кай Хансен (Kai Hansen; родился 17 января 1963 года). Свою первую группу Gentry ("Дворяне") он организовал еще в 1978 году в Гамбурге. из-за частых перемен в составе добиться успеха не удалось, и в 1980 году, после очередной смены участников, Хансен переименовывает ее в Second Hell. На этот раз его товарищами по "Второму аду" стали басист Маркус Гросскопф (Markus Grosskopf) и ударник Инго Швихтенберг (Ingo Schwichtenberg). Эта группа тоже особого успеха не имела и в 1982 году была переименована в Powerful ("Могущественный"). Через год в ней появляется новый гитарист Михаэль Вейкэт (Michael Weikath, настоящее имя Michael Sturmhoff) и группа принимает название Iron Fist ("Железный кулак"). Однако на этом смена названий не заканчивается, и в начале 1984 года коллектив переименовывается в Helloween, на этот раз без перемен в составе. Таким образом, 1984 год можно считать годом рождения новой звезды на небосклоне рок-музыки.
В названии группы скрыта игра слов: с одной стороны Halloween - это канун дня Всех Святых, праздник всякой нечести; с другой - это Hell и Ween - что вместе можно перевести как "Адская игра". В марте того же года на малоизвестной по тем временам западногерманской фирме Noise выходит оригинальный сборник под интригующим названием Death Metal. На этой пластинке четыре молодые немецкие команды представили по две свои песни. Лучше всех дебютировали Running Wild, несколько хуже смотрелись на их фоне три другие группы - Hellhammer, Dark Avenger и Helloween.
Dark Avenger вскоре после этого распались, как и сотни других новичков в хэви-метал, Hellhammer через некоторое время становится одним из лидеров трэш-метал, уже с новым названием - Celtic Frost, а Helloween добивается признания в направлении спид-метал.
Несмотря на то, что качество игры Helloween заметно уступало на этой пластинке Running Wild, две их оригинальные гитары в композициях Oernst Of Life и Metal Invaders не заметить было нельзя. За последующий год группа сильно растет в профессиональном плане и добивается того, что их дебютный мини-альбом значительно превзошел альбомы и Running Wild и Hallhammer.
В 1984 году коллектив подписывает контракт с Noise и в марте 1985 года выходит мини-альбом Helloween, о котором мы только что упомянули. Он записывался в течение двух месяцев в Мюзиклабстудио в Берлине и был спродюсирован самими музыкантами. Это был уже хорошо сработанный во всех отношениях материал, спид-метал в своем лучшем виде, свидетельствующий о том, что Helloween должны занять достойное место в истории этой музыки. Диск наделал много шума в Европе и обеспечил группе стабильный успех. Helloween сразу отправляются в турне, их песни включаются в несколько металлических сборников, но один барьер остался непреодоленным - в англоговорящих странах группа не имела большой популярности.
Ситуация меняется в конце 1985 года, когда на рынке появляется второй альбом Helloween - Walls Of Jericho ("Стены Иерихона"). Диск сразу попал в хит-парады всех специализированных изданий и получил очень лестные отзывы специалистов. Рецензия фирмы Noise была такова: "Helloween приходит к нам один раз и остается навсегда". С уверенностью можно сказать, что альбом сделан в период большого творческого подъема. Не ошибемся, если назовем его новой главой в истории спид-метал. Прослушав его, вы потрясены. Десять из десяти! Огромное количество идей и замыслов внутри коллектива позволило ему выпустить второй прекрасный альбом всего за полгода. Он значительно сильнее своего предшественника, хотя и является его непосредственным продолжением. Walls Of Jericho совершил прорыв группы на английский и американский рынки. Helloween наконец услышали во всем мире.
В течении следующих полутора лет группа постоянно гастролирует по Европе (совместно с Grave Digger и с сольными концертами), а также по США, предваряя выступления Exodus. Их концертная деятельность в период 1984-1986 годов отразилась в композиции Heavy Metal (Is The Law), вошедшей в диск "Стены Иерихона", а также Ride The Sky и Guardians с этого диска, которые были включены в макси-сингл Judas ("Иуда"). На этой пластинке стоит остановиться подробнее. Она вышла в июле 1986 года и была посвящена "всем политикам, которые говорят гуманно, но действуют, как монстры". Диск включал две вышеупомянутые композиции, записанные 7 июня на концерте в Шпортпарадиз в Гельзенкирхене, и новую вещь "Judas" (записана в июле в Хорус-Саунд-Студио в Ганновере), которая явилась поворотной в творчестве Helloween. Речь идет не только о довольно острой лирике, бичующей современных политиков-лжецов, но и о кардинально новой музыке.
Этот сингл стал переходом к последующим работам группы, Хансен по итогам 1986 года входил в десятку лучших певцов Германии.
В конце 1986 года после прослушиваний определился новый вокалист Helloween. Им стал Михаэль Киске (Michael Kiske) из группы Prophecy. И 25 ноября, через год после выхода "Стен Иерихона", группа уже впятером наконец собирается в Хорус-Саунд- Студио, чтобы создать достойного преемника предыдущему альбому. Первоначально планировалось выпустить двойной альбом. Для работы над этим творением были приглашены известные продюсеры Томми Ньютон (Tommy Newton) и Томми Хансен (Tommy Hansen), которые неплохо поработали до этого с Pretty Maids и Steeler. В январском номере Metal Hammer/Crash было помещено интервью с Михаэлем Вейкэтом, где он рассказывает о работе над этим альбомом: "Мы заперлись в студии 25 ноября и усердно трудились до 22 декабря. Затем в связи с Рождеством и Новым годом мы сделали двухнедельный перерыв и после 2 января возобновили работу в Хорус-Студии. У нас уже готовы десять композиций". Однако работа продвигалась недостаточно быстро и фирма в ультимативном порядке потребовала от группы уложиться в трехмесячный срок. "Первоначально мы планировали создать один двойной альбом", продолжает рассуждения экскурсовод Вейки, "но, к сожалению, наша фирма не согласна дать нам еще время для записи, поэтому мы решили разбить дубль на два альбома. Работа уже подходит к концу. Недавно мы записали две четырнадцатиминутные композиции "Хранитель семи ключей" и "Хэллоуин". Это вещи на одну тематику. Они объединят наши альбомы, которые будут называться "Хранитель семи ключей" Часть I и Часть II соответственно. В первой части. которая появится на рынке в феврале, мы остановились на следующих шести композициях: "Вступление (интро)", "Я - живой", "Немного времени", "Закат богов", "История о том, как не было справедливости", "Будущий мир", "Хэллоуин" и заключения "Следуй символу". Песня "Хранитель семи ключей" войдет во вторую часть альбома".
Первая часть "Хранителя…" (Keeper Of The Seven Keys Part I) появилась на рынке 16 февраля 1987 года и произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Helloween уверенно опередили в Европе практически все группы и в Америке к ним возник вполне оправданный интерес. "Хранитель семи ключей" Часть I в течении двух лет не покидал верхних строчек хит-парадов в Европе и еще долгое время фигурировал в горячей сотне ФРГ. После выхода пластинки некоторые критики стали обвинять Helloween в том, что их звучание стало легче. В действительности это не так. Благодаря прекрасному мощному голосу Киске музыка стала несколько мягче и мелодичней, но при этом не были потеряны ни мастерство, ни напористость, присущие группе. На этом альбоме, как, впрочем, и во всей музыке Helloween, сильно заметно влияние классических произведений и славянской мелодики. Некоторые обозреватели после этой пластинки стали даже называть стиль группы "вагнеровским металлом". Из- за несомненного вокального таланта Киске и виртуозной игры на гитаре Хансена и Вэйката этот альбом был "обречен" на успех, и 1987 год можно считать "годом тыквы".
После окончания работы над первой пластинкой Helloween отправляется в большое европейское турне. Оно началсь в Германии, затем последовали Голландия, Бельгия, Франция, Скандинавия. В этом году Helloween отказались от совместных гастролей с Exodus, так как их музыка, по словам самих музыкантов, не соответствовала музыке группы. В качестве разогревающего состава был выбран Overkill. Не обошлось, однако, без сложностей - во время гастролей, у Киске возникли серьезные проблемы с голосом. Турне было вовремя остановлено, и через месяц Helloween снова был в порядке. Год завершился выступлением на популярном международном фестивале "Металмания", ежегодно проводимом в Польше, но пиком стали новогодние концерты в легендарном лондонском "Одеоне". В апреле этого же года группа подписывает очень выгодный контракт на шесть альбомов с фирмой Noise. Через некоторое время, а именно в 1991 году, этот контракт выйдет боком для Helloween, пока же дела группы шли в гору.
Вторая часть "Хранителя семи ключей" (Keeper Of The Seven Keys. Part II) появилась в июне 1988 года. Она не уступала в целом первой части, но вместе с тем несколько повторялась. Может быть, все же не стоило разбивать материал на две части. Это, правда, не помешало ей в кратчайший срок взлететь на вершины хит-парадов различных изданий, что подтвердило высочайший класс группы. Более того, на американском рынке эта пластинка пошла даже лучше первой - она была продана там в количестве 170 000 штук, что является огромным успехом для европейской группы в США. Обе части "Хранителя…" содержат очень интересную лирику. Она посвящена таким вечным понятиям, как дружба, отношение к другим людям, борьба добра со злом. Мы встречаемся с темными и светлыми силами, делаем свой выбор, попадаем на праздник Хэллоуин и участвуем в красочном маскараде, знакомимся с доктором Франкенштейном и его "прелестными созданиями", пытаемся "вырваться наружу" из тех рамок, в которые поставлены, обрести свободу, боремся за спасение нашей планеты, ищем друзей и. т. д.
Две части объединяют не только музыка и стихи, но и оформление конвертов. Это особая статья в творчестве Helloween. Все пластинки, выпущенные к этому времени группой, были оформлены Уве и Эддой Каржевски (Uve & Karczewski). Им удалось воплотить в жизнь идеи, поданные Хансеном и Вейкэтом. На первом мини- альбоме изображена тыква, взрывающаяся над песками пустыни и превращающаяся в череп монстра - символ смерти. На следующей пластинке мы видим стены Иерихона, разрушаемые смертью, этим монстром-пустыней, поглощающим все вокруг. Следующие два диска оформлены уже в другом плане. Вот что говорит по поводу первой части "Хранителя…" Вэйкэт: "Конверт альбома является частью дилогии. На его лицевой стороне изображен некто не имеющий лица, одетый в фиолетовый балахон. В его руках покоится шар, в котором можно увидеть семь ключей. На заднем плане справа - великолепный пейзаж, а слева копошатся слуги дьявола…" Обложка второй части разделена надвое светом и тьмой. Из тьмы тянется зеленая кривая рука дьявола, пытающегося вырвать ключ у безликого человека в фиолетовом балахоне, находящегося на стороне света. Внизу, в озере - отражение испуганного лица, взирающего на борьбу добра со злом. На обратной стороне конверта нарисован ключ, лежащий в хрустальной лилии. Конверты обеих пластинок раскладные. На развороте помимо текстов мы видим тыквы, изображенные другом и поклонником группы Фредериком Маулэртом (Frederick Moulaert). Это тыквы, выросшие на грядке и атакующие своего садовника, тыквы-монстры, тыквы-орлы, тыквы-летописцы, мореходы, космонавты, часы, фэны и даже… дефлораторы.
Однако вернемся к музыке. Начало 1988 года группа в основном провела в студии. Назадолго до появления второй части "Хранителя семи ключей" фирмой Noise был выпущен очень ограниченный тираж макси-сингла Dr. Stein. Заглавная песня пластинки "Доктор Стин", которая, кстати, позже была включена во вторую часть "Хранителя…" повествует о знаменитом Франкенштейне, герое одноименного романа Мери Шелли. Что интересно: в песне разыгрывается другой финал этого альбома: доктор Франкенштейн поддается на уговоры монстра, созданного его же руками, и производит на свет еще множество "прелестных существ", но в итоге все эти существа уходят, не забыв перед тем убить своего создателя. На этой пластинке были еще две песни - Livin` Ain`t No Crime и Savage. Они, помимо того, что являются несомненными хитами, стали также и раритетами. Кстати, о раритетах: 1988 год был богат на них. Helloween записали Save Us и Don`t Run For Cover, которые вышли дополнительными дорожками только на компакт-дисках и кассетах, а также новую версию своего старого хита Victim Of Fate (из первого мини- альбома).
Помимо всего прочего, в конце 1987 - начале 1988 года группой было подготовлено несколько видеоклипов. Первым стал "Хэллоун". Очень интересное видео, несмотря на то, что песню пришлось урезать почти втрое, чтобы уложиться в необходимые стандарты. Следующий видеоклип был снят к песне I Want Out и имел огромный успех. Он стал настолько популярен, что помимо официального нойзовского видеосборника Doomsday News вошел также и в сборники других фирм, а сама песня не раз была переиздана в различных металлических миксах.
Летом 1988 года Helloween выступает на фестивале "Монстры рока" в Великобритании, Италии и Голландии. Группа была названа "открытием фестиваля" и выступала в одной "обойме" с Iron Maiden, Metallica и Megadeth. Позже вместе с Iron Maiden, Helloween посетили Швейцарию, Испанию, Португалию, Францию, Данию, Швецию, Финляндию. В октябре с собственным турне Helloween проехали по Германии и Швейцарии, а завершили год большими гастролями в Великобритании. На концертах группе помогал шестой участник - клавишник Йорн Эллерброк (Jorn Ellerbrock).
В конце этого года в группе неожиданно для поклонников возникли серьезные проблемы. На самом деле они появились гораздо раньше, и причиной тому - отношения между музыкантами Helloween и владельцем фирмы Noise Карлом Ульрихом Вальтербахом (Karl Ulrich Walterbach). Эти отношения испортились давно. По словам самих участников Helloween, Вальтербах постоянно вмешивался в процесс записи пластинок, что раздражало их. В случае каких-либо самовольных решений он грозил остановить финансирование группы. В результате это вылилось в большой скандал, который закончился тем, что в декабре группу покинул Кай Хансен. Вот что говорит по этому поводу сам Кай:
Тому есть множество причин, но основная, на мой взгляд - это совершенно невыносимые условия гастролей. Мне надоели эти одинаковые дни, все время одно и то же. Кроме того, наши концерты длятся по два часа: ну как это можно вытерпеть? Ты делаешь массу совершенно бестолковых вещей. Один день турне в принципе выглядит так: когда садишься в автобус, тебя облепляет толпа поклонников, затем, в гостинице, кто-то хватает твои вещи; достают в номере, в ресторане, в баре, не говоря уже о концертных залах. В общем, я ужасно устал, что говорить. Удовольствие от успеха быстро проходит.
Это ты заметил только сейчас, на немецком отрезке Монстров Рока с Iron Maiden, или еще в Америке?
В Америке я в первый раз столкнулся с этим всерьез. Три месяца, проведенные в Америке и Японии - это концерты без конца. Условия в немецком турне для нас немного лучше, но все равно тяжело. Когда находишься в лучах славы, ты ничего не можешь создавать. Так я, во всяком случае, думаю.
Успех не приносит удовольствия?
Ну, в общем, да. От постоянного общения с фэнами устаешь. Хотя, что не говори, приятные моменты тоже бывают. Но уж слишком много времени теряется впустую.
И ты не собираешься оставаться с Helloween до конца мирового турне?
Нет, у меня уже есть официальное увольнение с начала года. Так что датой моего ухода можно считать январь 1989 года.
Стресс от гастролей - это единственная причина, или же разрыв обусловлен какими-то процессами внутри группы?
Разрыва, в сущности, нет. Это всего лишь небольшие затруднения. Они были и прежде, просто сейчас усилились. Суть в том, что, когда пять человек работают вместе, трудности возникают неизбежно, в этом нет ничего удивительного.
Ходят слухи, что в турне вы не могли договориться друг с другом о том, что исполнять?
(Смеется).Ну что я могу на это сказать? Ты знаешь, что в группе три автора песен, и, понятно, каждый имеет свое собственное "эго". Вдвоем-то трудно достигнуть согласия, ну а втроем - совсем тяжело. Собственно, поэтому и стрессы возникают.
Значит, Михи вошел в состав группы, чтобы создавать трудности как автор песен?
Может быть, и так. Но это, конечно, никак не предполагалось. Когда он появился, я и не думал, что возникнут какие-то сложности. С Инго и Маркусом мы знакомы уже очень давно: лет десять или одиннадцать мы уже играем вместе. Вейки тоже пришел к нам еще до появления Helloween. У нас проблем не возникало. А Михи был против коллективного творчества. Он считает примитивным писать песни, собравшись вместе в подвале, тогда как у него, по его мнению, профессиональный подход. Он не хочет жить так, как мы, и пытается научить нас писать песни. Однако прежде всего он - наш певец, а не композитор. Вместо того, чтобы работать вместе, он хочет обособиться.
Как складываются отношения между вами сейчас?
У нас имеются определенные разногласия. Но я не считаю это причиной для того, чтобы рыться в грязном белье. Подождем, может быть, все уладится. Лично у меня никаких претензий к группе нет.
Давай вернемся к проблеме написания песен. Во второй части "Хранителя…" твои лишь две песни, тогда как в первой, напротив, только две чужие. Ты обижаешься, что такая действительно сильная вещь, как Save Us, вышла только дополнительной дорожкой на соответствующем компакт- диске?
Естественно, мне очень нравится эта песня, но Михи и Вейки, видимо, другого мнения о ней. По идее она должна была бы возглавлять диск, так как, на мой взгляд, лишь одна-две вещи на ней достойны ее. Мы попытались подобрать песни сюда как можно более демократичнее, с тем чтобы не задеть ничье достоинство. Поэтому в диске основная масса песен Вейки, две вещи Михи, а остальные мои. Следующий альбом мы должны были делать каждый на треть.
И это соотношение тебя никак не устраивает, поэтому ты и решил выйти?
Не совсем так. Сейчас мы стали уходить от принципа работать в общий котел. Это прежде всего отразится на Инго и Маркусе, для которых раздел имущества будет явно не в из пользу. Раньше мы работали сообща и заслуги всех были одинаковы. Мы имели деньги, которые делили поровну, а наши менеджеры Лимб и Гарри улаживали все споры. Теперь же возникла проблема изменения заведенного порядка.
Тебя беспокоит то, что участники группы стали заниматься дележом прибыли, и музыка неожиданно отошла на второй план?
Да, безусловно это так. Музыканты решили изменить существующий порядок после того, как пришел успех. Почувствовав его успех, они занялись вещами, не имеющими ни малейшего отношения к музыке. Это стало похоже на красивую, но пустую коробку.
Музыкальные разногласия - это единственная причина ухода? Ты сказал, что не совсем доволен во второй части "Хранителя…"
Некоторые песни выпадают из общей концепции, но это, безусловно, мое личное мнение.
Какие конкретно? Можешь ли ты сказать об их недостатках?
"Хранителю…", пожалуй, недостает динамики: он больше напоминает сборник.
Когда я слушаю этот диск, он по- прежнему очень хорош, хотя и уступает немного первой части…
На мой взгляд, дело в том, что она содержала только мои песни. Поэтому я нахожу ее более энергичной и динамичной. Но, повторяю, что это моя субъективная оценка.
Хотелось бы знать о твоих дальнейших планах…
Это не секрет. Возможно, я буду работать сразу в нескольких направлениях. Надеюсь иметь свою группу.
Есть ли у тебя проблемы в работе?
Нет: у меня уже имеется в запасе немало хороших вещей. Впрочем, это дело вкуса.
Что ж, это личное мнение Хансена, суть которого отчасти можно свести к тому, что он хотел бы писать песни один. А как же увязать с этим желание "работать сообща"? Впрочем, была и другая причина, о которой Кай умолчал: он хотел по-прежнему работать с Noise, тогда как его товарищи решили перейти под другие знамена: под эгиду фирмы EMI, которая смогла предложить им больше возможности для творчества. Под возможностями в первую очередь подразумеваются, конечно, деньги. Ведь чем больше растет группа, тем больше надо вкладывать в нее средств. Noise это стало не под силу: Helloween вырос из нее. Несомненно, уход Хансена стал серьезным испытанием для коллектива. Правда, быстро была найдена замена. Новым гитаристом был ветеран немецкого хард-рокового движения Роланд Грапов (Roland Grapow). Он в начале восьмидесятых играл в гамбургской группе "Рэмпэйдж" (Rampage) и был кумиром юных по тем временам музыкантов Helloween. Грапов был единственным кандидатом, и в декабре после прослушивания его зачислили в группу.
Что ж, это личное мнение Хансена, суть которого отчасти можно свести к тому, что он хотел бы писать песни один. А как же увязать с этим желание "работать сообща"? Впрочем, была и другая причина, о которой Кай умолчал: он хотел по-прежнему работать с Noise, тогда как его товарищи решили перейти под другие знамена: под эгиду фирмы EMI, которая смогла предложить им больше возможности для творчества. Под возможностями в первую очередь подразумеваются, конечно, деньги. Ведь чем больше растет группа, тем больше надо вкладывать в нее средств. Noise это стало не под силу: Helloween вырос из нее. Несомненно, уход Хансена стал серьезным испытанием для коллектива. Правда, быстро была найдена замена. Новым гитаристом был ветеран немецкого хард-рокового движения Роланд Грапов (Roland Grapow). Он в начале восьмидесятых играл в гамбургской группе "Рэмпэйдж" (Rampage) и был кумиром юных по тем временам музыкантов Helloween. Грапов был единственным кандидатом, и в декабре после прослушивания его зачислили в группу.
Что ж, это личное мнение Хансена, суть которого отчасти можно свести к тому, что он хотел бы писать песни один. А как же увязать с этим желание "работать сообща"? Впрочем, была и другая причина, о которой Кай умолчал: он хотел по-прежнему работать с Noise, тогда как его товарищи решили перейти под другие знамена: под эгиду фирмы EMI, которая смогла предложить им больше возможности для творчества. Под возможностями в первую очередь подразумеваются, конечно, деньги. Ведь чем больше растет группа, тем больше надо вкладывать в нее средств. Noise это стало не под силу: Helloween вырос из нее. Несомненно, уход Хансена стал серьезным испытанием для коллектива. Правда, быстро была найдена замена. Новым гитаристом был ветеран немецкого хард-рокового движения Роланд Грапов (Roland Grapow). Он в начале восьмидесятых играл в гамбургской группе "Рэмпэйдж" (Rampage) и был кумиром юных по тем временам музыкантов Helloween. Грапов был единственным кандидатом, и в декабре после прослушивания его зачислили в группу.
Тем временем Кай Хансен развивает довольно активную деятельность. Он принимает участие в записи дисков групп Joal и Blind Guardian, причем во втором случае не только в качестве гитариста, но и вокалиста. Затем создает собственный проект под названием Gamma Ray (Гамма-излучение), в который приглашает участников из группы Tyrant Pace, в том числе довольно оригинального вокалиста по имени Ральф Шипперс (Ralf Shippers), своим голосом напоминающего ранний Helloween.
Певца, с которым я моментально согласился работать вместе, зовут Ральф Шипперс, - говорит Кай. - Раньше он работал в Tyrant Pace. Мы с ним быстро нашли общий язык. Ральф очень хороший певец. У нас имеется масса идей, и, я думаю, нас ждет большое будущее.
Ты можешь сказать, в каком направлении ты собираешься работать?
Несомненно, это будет очень энергичный и напористый спид-метал. Моя манера написания песен позволяет составить мнение об этом. Музыка Хансена сохранит присущие ей черты, хотя о песнях в отдельности, я, конечно же, еще не думал. Голова у меня забита классическими темами, ну, скажем, что-то типа рабом Мальмстина, однако моя музыка не будет похожа на его. Это будет настоящий Вагнер. Дух Вагнера постоянно витает вокруг меня. Кроме того, я считаю, что необходима оркестровая поддержка. Попробую поработать со скрипкой и другими инструментами в студии. Хочется поработать с естественным звуком, это нечто совершенно иное.
Какие-нибудь песни уже готовы?
Одна уже есть. Сейчас мне хочется опять попробовать свой голос. Вполне возможно, что на альбоме будет присутствовать несколько композиций в моем исполнении. Начиная с сентября я планирую месяца три провести в Хорус-Саунд-Студии в Ганновере. Первый сольный альбом, вероятно, появится в январе.
Знаешь ли ты, кто будет участвовать в твоем проекте?
Пока о составе говорить трудно. Я постараюсь сохранить хэллуиновскую концепцию. Сейчас мне необходимо подобрать бас и ударные, а также второго гитариста. Возможно, это будут студийные музыканты, или музыканты из других групп, а зависимости от того, кто будет иметь желание и время.
Если уже кто- нибудь в поле зрения?
Ну да, кое-кого я конечно уже присмотрел. Также я надеюсь, что Маркус и Инго, когда у них появится свободное время, сыграют партии баса и ударных.
Ты, кстати, работал и с другими группами: к примеру, одна песня, созданная тобой совместно с Joal. Ты и дальше планируешь активно трудиться в этом направлении?
Да, во всяком случае, пока. Не знаю, выйдет ли где-нибудь моя песня с Joal или нет, но я все равно планирую и в дальнейшем сотрудничать с другими группами. В первой половине года я думаю спродюсировать и сыграть демо-ленту Prophecy бывшей группы Михи. Это достаточно резкий и прямолинейный металл. На это же демо-ленте будет петь Ральф - этой группе не хватает своего стабильного вокалиста. В настоящее время я помогаю Prophecy с пением и аранжировками. Однако, как только в группе появится собственный вокалист, они смогут работать сами. Кроме того, на следующей неделе я предполагаю записать демо с одной гамбургской группой, которая называется Ally Kat. На мой взгляд, у нее большой потенциал.
В 1990 году Gamma Ray выпускает свои первые диск и макси-сингл. Достаточно интересные вещи, но их можно было бы назвать "Хранителем семи ключей" Часть III - слишком уж они напоминали последние работы Helloween. Но Хансен есть Хансен, и эти пластинки интересны уже потому, что там присутствует его гитара. Можно, конечно, сказать, что это тот самый блин, который получается комом, но тем не менее это первые записи группы, которая сегодня стала одним из лидеров хэви- метал.
А что же Helloween? В 1990 году группа не выпускает альбома. Начинают ползти слухи о ее распаде. Поговаривали о том, будто Михаэль Вейкэт собирается заняться сольной карьерой. Потом в прессу просочилась информация, что Михаэль Киске станет новым вокалистом в Iron Maiden. Вместе с тем дела шли своим чередом. Еще в Хорус-Саунд-Студии Helloween записывает две новые дорожки - Heavy Metal Hamsters и I`m Doin` Fine - Crazy Man, причем вторая вещь явилась композиторским дебютом Маркуса Гросскопфа. Затем после перехода на EMI и окончания длинной гастрольной поездки группа отправляется в ПАК-Студиос (PUK-Studios) в Жирлеве в Дании, где вместе с новым продюсером Крисом Цангаридсом (Chris Tsangarides) записывает композиции для своей новой пластинки. EMI также финансирует съемку нового видеоклипа, и после окончания работы над пластинкой рассылает по редакциям журналов, радио и телепрограмм ленты с записью нового альбома. Фирма уже собиралась начать реализацию пластинки, как вдруг Noise подает на нее в суд. Карл Вальтербах обосновывает свою позицию так: "У больших компаний не принято переманивать друг у друга группы. Но с небольшими фирмами типа моей они могут себе это позволить. Получается, что мы выращиваем таланты, а они просто забирают их себе. Что мы можем сделать против EMI и новый менеджмент Helloween в состоянии доставить мне массу неприятностей. У группы нет выбора: если она будет придерживаться своих нынешних позиций, то от пяти до десяти лет не сможет выпускать пластинки, или ей придется садиться со мной за стол переговоров. Я готов продолжить сотрудничество. Персонально против музыкантов я ничего не имею, а EMI может выплатить мне компенсацию и организовать дальше промоушен-кампанию для Helloween. Это их проблемы - надо было раньше сотрудничать с моей фирмой. Альбом можно выпустить на EMI, но посредством Noise (как это было, к примеру, с Live In The U.K. - Прим. авт.)." Что ж, отчасти он прав, тем более что не все со стороны группы было проделано чисто с юридической точки зрения. Михаэль Киске, выражая мнение всей группы ответил на домогательства Noise так: "Если Вальтербах выиграет, в тот же момент Helloween распадутся" и добавил: "А если он не хочет оставить группу в покое, чтобы и мы и фэны были довольны, то пошел он в задницу…" Страсти накалились. Музыканты не выбирают выражений. Но их можно понять: фирмы заботятся о своих интересах, не думая о своем будущем.
Скандал разрастался, как снежный ком. Разбирательство затянулось. 20 декабря 1990 года суд принимает решение: Helloween остается под контрактом у Noise. Сложилась такая ситуация, когда EMI должна реализовать пластинку, чтобы вернуть затраты, а Noise препятствует этому. Тем не менее 12 апреля 1991 года на рынке все-таки появляется пластинка, получившая название Pink Bubbles Go Ape ("Розовые пузыри идут обезьяничать"). Некоторое количество дисков было продано прежде, чем суд запретил из дальнейшую реализацию. Пластинки отправились обратно на склад, а скандал перешел на новый виток. Группа оказалась жертвой схватки двух фирм грамзаписи.
Тем временем Noise выпускает 78-минутный сборник The Best - The Rest - The Rare. Оправдывая название, в пластинку вошли такие известные хиты, как Dr. Stein и I Want Out, которые перемеживаются с раритетами типа Savage и Don`t Run For Cover и дополняются старыми вещами в исполнении Хансена. Этот сборник как две капли воды походил на предыдущий - Pumpkin Tracks, но популярность группы обеспечила ему хорошую продажу, тем более что на этот раз вышел не только компакт-диск, но также пластинка и кассета.
Тем временем Noise выпускает 78-минутный сборник The Best - The Rest - The Rare. Оправдывая название, в пластинку вошли такие известные хиты, как Dr. Stein и I Want Out, которые перемеживаются с раритетами типа Savage и Don`t Run For Cover и дополняются старыми вещами в исполнении Хансена. Этот сборник как две капли воды походил на предыдущий - Pumpkin Tracks, но популярность группы обеспечила ему хорошую продажу, тем более что на этот раз вышел не только компакт-диск, но также пластинка и кассета.
Начало 1992 года ознаменовалось окончанием войны двух фирм. Наконец был найден компромисс и Pink Bubbles Go Ape поступил в продажу уже законно. Это первый альбом Helloween без Хансена. Он абсолютно не похож на "Хранителя семи ключей", и можно сказать, что он жестче и прямолинейнее своего предшественника. Мощная ритм-секция, эффектные и искусные гитарные партии, которые придают музыке свежесть и оригинальность. Прекрасно влился в коллектив Роланд Грапов - четыре его песни вполне соответствуют музыке Helloween. На этот раз группа решила не идти по накатанной дорожке, как это делает большинство команд. Можно сказать, что эксперимент прошел удачно, Helloween изменился, но при этом музыкантам удалось сохранить свою манеру игры. В стихах на этот раз группа обратилась к проблемам современного общества, таким, как охрана окружающей среды, утверждение собственного "я" и. т. д. Впрочем, тексты всегда были сильной стороной Helloween.
Заглавная песня Киске "Дети столетия" (Kids Of The Century) была взята для видеоклипа и сингла с этого альбома. Сингл этот заслуживает внимания еще и потому, что, во-первых, на нем мы слышим обработку старого знаменитого рок-н-ролла Карла Перкинса (Carl Perkins) "Голубые замшевые ботинки" (Blue Suede Shoes); а, во-вторых знакомимся с интервью группы, в котором участники рассказывают о последних событиях в коллективе. Кстати интересно: на этом альбоме, как и на сингле мы не видим привычных нашему глазу веселых тыквочек. В соответствии с названием они даже в написании группы были заменены пузырями…
Пузыри пузырями, но в связи со всеми передрягами группа потеряла практически впустую больше года. впрочем, как знать: к моменту официального выхода альбома Pink Bubbles Go Ape у музыкантов имелось уже множество новых идей. Немного передохнув от судебных разбирательств, группа отправляется в студию Шато Дю Пап в Гамбурге, немало заинтриговав своих поклонников сообщением о том, что продюсером новой пластинки будет… вновь Томми Хансен! Запись альбома была завершена в самом конце 1992 года. В начале следующего 1993 года новый материал был смикширован в лос-анджелесской Скрим-Студиос и весной поклонники получили в подарок очередной альбом, получивший название "Хамелеон" (Chameleon).
Новая пластинка, как и обещали музыканты, оказалась новой и по содержанию. Она содержит по 4 композиции Вэйкэта, Киске и Грапова. На этом диске сразу выделяется большое количество оркестровых обработок. Группа отказалась от привычных шаблонов и значительно расширила свое звучание. Одна из лучших вещей на этом диске - "Верю я" (I Believe) является как бы продолжением баллад Helloween "Хэллоуин" и "Хранитель семи ключей" и в тематическом и в музыкальном планах. Историю о борьбе добра со злом, начатую в первых двух композициях, теперь мы видим уже под новым углом: музыканты протестуют против засилья лжеполитиков, телевизионных священников и прочих "носителей духовности", и пытаются найти путь к вере, свободной от продажности и обмана. Не правда ли, хорошее продолжение темы, начатой еще в "Иуде"? Помимо двух гитарных соло Вейки и Грапи, эта вещь сильна еще и прекрасной музыкой оркестра Вернера Ланга, а также чистым звучанием детского хора и церковного органа Акселя Бегштеда. Вкупе все это делает ее очень торжественной и возвышенной. Кстати, следующая за ней песня "Стремление" (Longing) также заслуживает самого пристального внимания. Ее можно назвать новым шагом в развитии группы. Она исполняется Киске на акустической гитаре под аккомпанемент опять-таки оркестра Вернера Ланга. Несомненно, это одна из сильнейших вещей в истории группы. Помимо этого, альбом содержит такие типичные для Helloween вещи, как First Time, Giants, Steps Out Of Hell и замечательные баллады Windmill и Music. На видео в этом раз мы можем видеть песню Михи When The Sinner.
В общем, "Хамелеон" оказался очень удачным. И вместе с тем, пожалуй, это самый неоднозначный альбом в истории группы. Это вполне объяснимо: все новое вызывает противоборство взглядов. Как уже говорилось выше, проще идти по проторенному пути, нежели искать что-то совершенно новое. Значительно легче штамповать одинаковые альбомы (к примеру, как Running Wild), но долго ли так может продолжаться? Когда-то это наскучит даже самым ярым фанатам группы. Будем надеяться, что Helloween это не грозит. Но, как бы там ни было, "Хамелеон", займет достойное место в творчестве группы.
Завершить рассказ о Helloween хотелось бы словами самих музыкантов: Хотелось бы пожелать группе быть столь же неординарной и в дальнейшем, тем более что ее творческий потенциал дает все основания для самых оптимистических прогнозов.