ПроРок

Акустическая лапша по-питерски
(с пикантным соусом)

"Пианист играет каую-то классическую вещь, например,
"Апассионату" Бетховена. Зрители молча слушают
с серьезными отрешенными лицами.
И вдруг, в самом ритмичном, эмоционально
выразительном месте произведения
зрители неожиданно начинают прихлопывать
в ладоши в такт музыке - всем залом, радостно..."
Андрей Кнышев, "Уколы пера"

...Их встречали с любопытством и легким недоумением. Слушали внимательно и удивленно. Провожали с овациями, ревом, свистом, вызывали на бис; если бы не поздний час, то быть бы и супербису - минут эдак на двадцать.

Так проходил первый московский концерт "Вермишель Оркестра" - одного из самых удивительных и необычных явлений в музыкальной жизни за последние годы - и, собственно, первое его выступление за пределами Питера. Через день история повторилась в клубе "Вермель"...

Несмотря на дороговизну (вполне понятную в нынешних условиях), СD и кассеты с записью оркестра раскупались молниеносно. Можно смело утверждать: проект Сергея Щуракова, бывшего аккордеониста и мандолиниста "Аквариума" и "Б.Г.-Бэнда", покорил московскую публику.

Так что же представляет собою проект Щуракова?

Немного истории...

Грамотный профессиональный музыкант, Сергей Щураков памятен многим, в частности, по изысканному соло на мандолине в гимне "Поколение Дворников" (альбом "Равноденствие"), а также по блистательно-лиричному "Митину Вальсу". Как композитор он принял "боевое крещение" в "Трилистнике", где познал науку ирландского эпоса. Конечно же не фолком единым жив человек - композитор тем более. "Я всегда очень любил классику, - говорит Щураков, - много слушал "Cocteau Twins", разные ирландские группы, очень люблю "Rolling Stones". Чувствую сильное внутреннее родство с "Led Zeppelin", хотя, наверное, это не слишком заметно".

Но вот прошло время - и откристаллизовалась идея собственного проекта. Коллектив стал складываться два-три года назад. Сергей довольно давно уже писал инструментальные пьесы, исполняя их на аккордеоне и фортепиано - в основном дома, "для своих". Через некоторое время к Щуракову обратился гитарист Наиль Кадыров (в его послужном списке такие коллективы как "Зоопарк", "Трилистник", "Почта", а также проект Алексея Рыбина "Оазис Ю", ныне преобразованный в гранж-проект "Айсберг"), вдвоем они и начали собирать команду. Вскоре к составу присоединились три "аквариумиста" - Всеволод Гаккель (grееnсеllо - "виолончель зеленого цвета", по словам самого Севы), Петр Трощенков (ударные), Олег "О'Шар" Шевкунов (перкуссия), а также его жена Элина со скрипкой, родная сестра Щуракова Мария с мандолиной, флейтист Николай Попов - и другие музыканты. Всего их собралась добрая дюжина.

Ну что же, безумству храбрых поем мы песню! Ибо только безумец - или гений (а ведь умные дяди до сих пор пытаются разобраться, насколько близки эти состояния), короче, только весьма неординарная личность, мыслящая абсолютно нестандартно и глубоко плюющая на общее положение дел в отечественной музыке (или же, наоборот - крайне им озабоченная) может сегодня создать оркестр с совершенно ни на что не похожим звучанием, с музыкантами столь разными, что, что - нет слов! Судите сами - Маша Щуракова "народница"; О'Шар, если не считать "Аквариума", все больше по экспериментальным проектам подвизался (вроде "Оле Лукойе" и трио "Z"); Коля Попов - человек академический, лауреат всяческих международных конкурсов, на которые ездить больше не желает: "Не интересно стало, я уже всех победил...". Плюс несколько рок-музыкантов.

И в то же время, несмотря на то, что коллектив вышел вроде бы из питерской рок-среды, а в его составе несколько весьма именитых рокеров, к рок-музыке - как традиционной, так и экспериментальной - он не имеет прямого отношения. Стилистику своих композиций Щураков сотоварищи определяют как необарокко. По мнению Гаккеля, "орнаментика сольных партий во многом похожа на орнаментику барокко; кроме того, к такому определению подходит название. Ведь барокко имело прямое отношение к Италии, а "вермишель" - слово итальянское".

Кстати, название "Вермишель Оркестра" Сева и придумал. Говорит, сказал первое пришедшее в голову слово Щуракову, который маялся с названием зарождающейся команды. Сергей поначалу даже обиделся. Но название прижилось. Даже, как видите, концепцию подвести удалось...

Что же касается стиля, то его определение весьма условно, как и любое другое. Вообще же музыка Сергея очень странная, эклектичная, полистилистическая; в ней присутствуют элементы романтизма и барокко, кельтские, арабские, тирольские, славянские мотивы, арт-роковая, рок-н-ролльная, а местами даже, кажется, хардовая ритмика. Все это скрашивает легкий (а в некоторых новых композициях не такой уж и легкий) налет минимализма. При этом построение композиций четкое, строго выверенное, академичное - кажется, здесь нет места для импровизации; разнородные элементы гармонично соединяются в то, что можно было бы назвать картинами, писанными музыкальными средствами. Картинами, где каждый мазок, поставленный строго на своем месте, способствует восприятию красоты всего полотна.

Причем эта музыка сама по себе настолько ярка и "событийна", она дает настолько мощный толчок фантазии слушателя, что слова уже излишни. Отсюда еще одна аналогия: песни без слов, передающие настроение и мысли автора (и исполнителей) на тонком невербальном уровне. Что, пожалуй, посложнее (да и поважнее) любых словесных конструкций.

Творчество Щуракова и "ВО" - это очень добрая музыка, чрезвычайно эмоционально насыщенная (плюньте в глаза тем, кто говорит о ее "отмороженности" - встречаются такие индивидуумы, видимо, привыкшие к одним лишь гитарным "запилам" да рванью струн с нечленораздельным ревом).

Проект инструментальный, музыка не простая, строгая (в смысле ее структуры), практически без импровизаций и прочей музыкантской отсебятины - но слушается-то чрезвычайно легко! Щуракову удалось то, что удавалось единицам и на чем сломались весьма многие. Он создал уникальный гибрид традиционного бэнда, группы с настоящим оркестром. Его творчество эклектично, но это не смешение разнородных, враждующих между собой элементов; это симбиоз порой весьма далеких друг от друга на первый взгляд явлений.

Записанный "Оркестром..." и выпущенный английской фирмой "WhiteHorse Music" в нынешнем году альбом с красивым и загадочным названием "АNАBАSIS" был замечен далеко не одними лишь критиками (у которых, к слову, имел несомненный успех). Качество звука пластинки - выше всяких похвал (а ведь акустику записывать - дело непростое!). Может показаться, что запись велась по "оркестровому принципу" - когда в студии находится весь коллектив целиком (как, например, "Beatles" на "Let It Be" ), настолько ярко и живо звучат композиции. Оказалось - делался диск вполне традиционно, то есть записывался отдельно каждый инструмент с последующим сложением дублей. Бог его знает, в чем здесь дело - в самой ли музыке, в мастерстве ли оркестрантов...

Названия как альбома, так и отдельных композиций загадочны ("Кьяни", "Рун"). В принципе, это правильно - ничто не мешает слушателю воспринимать музыку по-своему, без влияния авторских видений и фантазий. И, пожалуй, это единственное, в чем "ВО" не оригинален. Подобные эксперименты известны и в академической, и в современной музыке (достаточно вспомнить альбом "Вакавилия" отечественного нью-эйджевого "Оркестра Алеаторики", где каждая вещь имеет имя в виде загадочного созвучия). Разница в том, что все имена композиций "Вермишели..." имеют четкое и вполне конкретное значение - это только вопрос эрудиции... Не расшифровывая всех словес, скажем лишь, что имя альбома (который вообще-то изначально планировалось назвать "Борода Лопатой") это древнегреческое слово, один из первых романов-путешествий, повествующий о походе ахейцев вглубь страны.

Гастроли коллектива, в котором участвует до двенадцати человек - дело весьма затруднительное; несколько раз у "Вермишели" срывались поездки (в том числе и зарубежные) именно из-за большого количества участников коллектива. Но Щураков - человек в этом смысле бескомпромиссный: "Уж лучше не выступать вовсе, чем ездить усеченным составом с заведомо более слабым звучанием". Что скажешь, он прав. Но потому и пользуется "ВО" пока в основном местной, питерской, популярностью (если можно говорить в наше время о популярности инструментальной команды отнюдь не дискотечного звучания). И все же добрались-таки Щураков сотоварищи до Москвы! Спасибо им и всем, кто помог им в этом непростом деле (особое мерси журналистке газеты "Iностранец" Евгении Стышневой, предоставившей свою дачу для проживания музыкантов коллектива). И в Москве "ВО" приняли и полюбили с первого взгляда.

Чем же так понравился москвичам проект Щуракова? После концертов иные и сами задавались этим вопросом - чем, собственно, с первых секунд, с первого же взгляда так очаровывает "ВО"? Ведь на сцене ровным счетом ничего не происходит - в смысле некоего шоу, действа. Просто сидит с десяток музыкантов, некоторые из них еще и по нотам играют (ну разве что Олег Шевкунов был настолько экспрессивен и колоритен со своей перкуссией, что сорвал аплодисменты не менее бурные, чем автор проекта). И что удивительно - строгость эта, и ноты перед солистами, лишь придают шарм!

По мнению музыкантов, в известной степени успеху способствовала всеобщая популярность гастрономического блюда, давшего оркестру название. Ну а если серьезно? "Трудно себе представить более сыгранный, слаженный коллектив, участники которого сами получают столь очевидное удовольствие от своей работы," - это общее мнение музыкантов, участвовавших в бенефисе и присутствовавших на концертах. Конечно, это не могут не почувствовать и зрители; зал буквально взрывался на исполнении "Ланчьяра" и "Хола-Холо"; у иных слезы выступали на глазах во время звучания "Сакатеки" и "Византии". Сложная инструментально, музыка "ВО" оказалась чрезвычайно легка для восприятия! Удалось Щуракову устроить "Анабасис", увести всех вглубь своей страны. Что это за страна - Эдем, Аркадия, Авалон? Да так ли уж это важно! Пусть каждый решит для себя сам... Главное, что первые гастроли "Вермишель Оркестра" удались на славу; Москва "Вермишель" скушала. Облизнулась и еще просит. И хотя успех, как известно, вещь весьма капризная, хочется верить, что это только начало.

Об этом говорят и планы музыкантов. Щураков и его оркестр готовятся к записи второго альбома (по словам участников "ВО", новая работа значительно превзойдет предыдущий CD), есть идеи постановки серии одноактных "мыльных" балетов. Что получится - увидим. Но наверняка это будет красиво...

© Дмитрий Урюпин

Web design and style Copyright © rulon 2001
Сайт создан в системе uCoz