ПроРок

Один взгляд назад на пути по бездорожью.

Константин НИКОЛЬСКИЙ: "Когда возникла идея реанимировать "ВОСКРЕСЕНИЕ", я тоже хотел было попробовать. Но пробыл на репетиции около получаса - и ушел. Скучно стало, неинтересно: дважды в одну реку не войти. А с "Воскресением" я распрощался с легким сердцем."

Но говоря о Никольском невольно приходится оглядываться, как в одной из лучших его песен: "Может быть один взгляд назад мне откроет в будущее глаза..."Второй десяток лет Константин - живая легенда российской рок-сцены; участник одной из известнейших групп начала 80-х, он создал цикл прекрасных песен, которые живут и по сей день. А в те годы их можно было услышать буквально в каждой подворотне, где тинэйджеры (которых тогда величали трудными подростками) с чувством распевали под гитару " Забытую песню несет ветерок"," Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант" или "О чем поет ночная птица " - магнитофоны тогда уже перестали быть роскошью, но живое пение еще не вытеснили...

Никольский: "Иногда на концертах ко мне подходят попсовички-попрыгунчики, все эти ребята, которые сегодня при полном шоколаде. Благодарят, руку жмут: мол, мы на вашей музыке выросли. Я просто диву даюсь, почему же они тогда сами такую дрянь исполняют?"

Этого музыканта невозможно представить открывающим рот под фонограмму (бред, конечно, но даже это сегодня приходится преподносить как некое особое достижение - то, что должно быть нормой; и тем не менее...). Трудяга, настоящий профи, гастрольный человек - так говорят о нем коллеги-музыканты. Правда, с гастролями у Константина сейчас плоховато - как, впрочем, и у большинства "живых" музыкантов; все больше по ночным клубам работать приходится. Но это частности... Что еще сказать о Никольском? Гостеприимный домосед, крепкий семьянин; впрочем, к музыке это прямого отношения не имеет.

Никольский: " Меня много раз приглашали на разные телевизионные "акульские" ток-шоу, но я всякий раз отказывался. Там ведь о творчестве почти не говорят, а только грязное белье перебирают. Я же человек не светский, мне абсолютно нечего сказать любителям клубнички".

Что греха таить, недолюбливает Константин нынешних музыкальных журналистов, не без основания считая многих из них просто некомпетентными тусовщиками (правда и среди критиков у Никольского есть друзья, но их имена он предпочитает не афишировать: ни к чему сталкивать с товарищами по цеху). Видимо, и в этом одна из причин редкого появления информации о нем и его работах в масс-медиа. Впрочем, альбом "Я БРЕДУ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ", записанный Никольским в России, а изданный при поддержке бельгийского друга-продюсера во Франции, не заметил разве что ленивый. Работа великолепная во всех отношениях, придраться не к чему. Альбом выстроен с потрясающей тщательностью, характерной для очень немногих. По саунду диск напоминает "DIRE STRAITS" - речь идет, конечно же, ни в коем случае не о каких-либо заимствованиях, Но лишь об общей концепции, первых приходящих в голову ассоциациях (есть ведь такая порочная привычка обязательно выискивать аналоги в западной музыке, хотя вряд ли кто всерьез будет выискивать общие места у Никольского и Марка НОПФЛЕРА). Вскоре увидел свет и еще один CD, над которым Константин работал почти год - ретроспективный "ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД", на котором собраны лучшие песни времен групп "Воскресение" и "ЗЕРКАЛО МИРА" - был у Константина такой свой проект. И новый компакт - тоже "в десятку"! Запись великолепная, прозрачный - и вместе с тем очень четкий "конкретный" звук (представьте себе акварель, прорисованную тушью)... Но некоторые задумались, не лебединая ли это песня, не подведение ли итогов творчества?

Никольский: "В последнее время я мало нового пишу. Появляются только небольшие наброски. Наверное, это период скрытого, внутреннего развития. Есть материал еще альбома на два - но даже если окажется, что все лучшее я уже создал, на судьбу роптать не стану. Грех жаловаться, ей-богу!.."

И в то же время он с удовольствием участвует в различных проектах. В его послужном списке и блюзовый коллектив "Серебряный Рубль" ( объединивший Е.МАРГУЛИСА, А.МИКОЯНА - брата Стаса НАМИНА - но увы, недолго просуществовавший), и заглавная роль в детском мюзикле "ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА", над которым вместе с ним работали экс-лидер группы "КАЛИНОВ МОСТ" Дмитрий РЕВЯКИН, трио "ЛИЦЕЙ", Алексей РОМАНОВ... Работал Константин над альбомом "КРАПИВА-ЛЕБЕДА" молодой интересной певицы Наташи ПУШКОВОЙ. Подарил несколько гитарных соло для новых альбомов С. КАЛУГИНА, группы "АДО". Просто зашел в студию, где записывались музыканты, посмотрел, послушал - нет, ребята, здесь не так надо, ну-ка, дайте я...

В одних случаях это возможность заработать, в других - работа для души, помощь друзьям. Но все что он делает - блестяще. Так уж выходит. Не умеет по-другому. Потому что не привык халтурить. Потому что настоящий музыкант, профессионал. Но не в этом его секрет; да и кто скажет, что такое профессионализм? Хорошие чувство ритма и слух, умение в нужный момент дернуть нужную струну - вряд ли это можно считать серьезными достижениями... Да, Константин не виртуоз, но в то же время гитарист уникальный.

Никольский: "Одно из самых сильных впечатлений моей молодости - это Евгений Мравинский. Я работал на киностудии, где снимали фильм о его оркестре. Как Мравинский работал с музыкантами, как они его понимали! Например, он говорил: "Сыграйте так, будто к запястью прикасается острым концом мягкая кисточка". Оркестранты играли - и я ощущал эту кисточку на запястье! Для меня с тех пор такие ощущения остаются одним из важнейших признаков мастерства музыканта, какую бы музыку он ни исполнял. Можно сыграть точно по нотам, это не так уж трудно, но ни у кого такая игра эмоций не вызовет. Кроме элементарной грамотности у музыканта обязательно должна быть своя маленькая мягкая кисточка с острым концом!"

© Дмитрий Урюпин

Web design and style Copyright © rulon 2000
Сайт создан в системе uCoz