ПроРок

Ольга Арефьева & "Ковчег" - "Батакакумба".

Дебютный компакт-диск "Батакакумба" Ольги Арефьевой, на котором представлена часть ее регги-программы, наверняка привлечет внимание не одних лишь любителей растаманских ритмов. Слишком неординарна музыка, к счастью, совсем не похожая на вечно мрачный и матерный псевдокультовый отечественный регги; тексты достаточно серьезны и концептуальны. Хотя "Все мы пойдем вслед за Джа", "Если Джа хочет, то Джа хлопочет" и подобных "молитв" божеству родом с Ямайки предостаточно, запоминается альбом прежде всего не этим и никак не вписывается в рамки "чистого регги". Но об этом поговорим чуть позже. Главное, СD демонстрирует добротность конкретной работы Ольги, абсолютно не отражая творчества Арефьевой-музыканта, Арефьевой-поэта вообще.

Позвольте небольшое отступление. По микроскопическому срезу живой ткани хороший гистолог без особого труда определит не только ее тип, но и орган, и его состояние, класс и род животного, может быть даже биологический вид - но вряд ли воссоздаст в точности все подробности облика, тем паче характер, ареал обитания и т.д. Нечто подобное и с "Батакакумбой", которая - лишь тонкий срез многомерного мозаичного творчества Арефьевой. Ольга никогда не давала клятвы верности никому и ничему, ни одному стилю или же музыканту. Состав ее группы с весьма символическим названием "Ковчег" (за творчеством которой я имею счастье следить с *90-го года) меняется беспрерывно, порой даже не успев как следует "устояться". И происходит это вовсе не потому, что Ольге не везет с инструменталистами - очень даже везет! Просто одна из лучших учениц Льва Лещенко и любимица Доктора Кинчева (а он-то ох как редко нисходит до похвалы коллегам), Арефьева пребывает в непрерывном поиске, который по скорости и частоте "переключений" порой может напоминать броуновское движение. В ее багаже несколько акустических программ, абсолютно разных - от духовных баллад и этнических опытов до постмодернистских экспериментов; здесь же программа, подготовленная с лучшим акустическим рок-гитаристом Сергеем Калугиным (c которым произошел своего рода обмен любезностями: для композиции "Танец Казановы" на компакте Сергея "NIGREDO" Ольга пропела все голоса довольно сложного католического хора; сама же, вдохновившись калугинской вычурной монументальностью, создала одну из интереснейших своих баллад "Черная Флейта"). Был и блюзовый период, совершенно неожиданный после акустической лирики, когда тяжелый, почти "цеппелиновский" саунд, помноженный на сильный и чуть резковатый голос с характерными вокализами, вызывал у слушателей ощущение что "отрастают еще два уха" (по выражению журналиста Дмитрия Иванишена). Теперь Ольгу потянуло чуть ли не в гранж, хотя она давно одержима идеей создания группы, способной исполнять весь диапазон ее творческих изысков.

Позвольте небольшое отступление. По микроскопическому срезу живой ткани хороший гистолог без особого труда определит не только ее тип, но и орган, и его состояние, класс и род животного, может быть даже биологический вид - но вряд ли воссоздаст в точности все подробности облика, тем паче характер, ареал обитания и т.д. Нечто подобное и с "Батакакумбой", которая - лишь тонкий срез многомерного мозаичного творчества Арефьевой. Ольга никогда не давала клятвы верности никому и ничему, ни одному стилю или же музыканту. Состав ее группы с весьма символическим названием "Ковчег" (за творчеством которой я имею счастье следить с *90-го года) меняется беспрерывно, порой даже не успев как следует "устояться". И происходит это вовсе не потому, что Ольге не везет с инструменталистами - очень даже везет! Просто одна из лучших учениц Льва Лещенко и любимица Доктора Кинчева (а он-то ох как редко нисходит до похвалы коллегам), Арефьева пребывает в непрерывном поиске, который по скорости и частоте "переключений" порой может напоминать броуновское движение. В ее багаже несколько акустических программ, абсолютно разных - от духовных баллад и этнических опытов до постмодернистских экспериментов; здесь же программа, подготовленная с лучшим акустическим рок-гитаристом Сергеем Калугиным (c которым произошел своего рода обмен любезностями: для композиции "Танец Казановы" на компакте Сергея "NIGREDO" Ольга пропела все голоса довольно сложного католического хора; сама же, вдохновившись калугинской вычурной монументальностью, создала одну из интереснейших своих баллад "Черная Флейта"). Был и блюзовый период, совершенно неожиданный после акустической лирики, когда тяжелый, почти "цеппелиновский" саунд, помноженный на сильный и чуть резковатый голос с характерными вокализами, вызывал у слушателей ощущение что "отрастают еще два уха" (по выражению журналиста Дмитрия Иванишена). Теперь Ольгу потянуло чуть ли не в гранж, хотя она давно одержима идеей создания группы, способной исполнять весь диапазон ее творческих изысков.

Да и регги ли это? Если брать только ритмическую основу, то несомненно. Когда же доходит до аранжировок, становится сложнее. Не затрагивая пока тематики песен заметим, что флейта и медные духовые вроде бы не самые типичные инструменты для музыки карибского происхождения - например, флюгельгорн, на котором играет известный джазовый экспериментатор Олег Степурко. А участие в записи "Батакакумбы" народного ансамбля "Горница" лишь подчеркивает: для Арефьевой регги (как, впрочем, и любой другой стиль) лишь субстрат, почва, в которую вносятся семена мелодий с удобрениями аранжировок. В результате - пышные и яркие цветы.

А из них, извольте - и ягодки. В роли таких ягодок-хитов на альбоме видятся упомянутая уже "Магия Чисел", отрада неофеминисток "Женщина", великолепный пацифистский плакат "На хрена нам война". Неоднократно снимавшаяся с эфира на радио и ТВ из-за трусости редакторов, композиция эта вполне могла бы считаться песней *95 года, не будь написана раньше, выпущена на CD позже, при этом в принципе находясь вне времени. Предположу, что через какое-то время эта песня займет в российской музыке ту же нишу, что и "Give Peace A Shance" Джона Ленннона.

Итак, у хорошего автора (я умышленно ни разу не назвал Ольгу певицей - очень она этого не любит), так вот у хорошего автора вышел отличный альбом. Но зная, что это лишь тоненький срез, жаждешь погружения в глубины.

© Дмитрий Урюпин
Web design and style Copyright © rulon 2000
Сайт создан в системе uCoz